Говорящая ложка
«И будет тебе это знаком на руке твоей и напоминанием над глазами твоими» (Бо, 13:9)
Говорит Гмара в трактате Хагига: «Не говори: кто будет свидетельствовать обо мне? Камни дома человека, и стены дома человека свидетельствуют о нем в день Суда. Как сказано: «Камень из стены закричит, и бревно из дерева ответит» (Трактат Хагига,15). Потолок дома свидетельствует! И написано в святых книгах, что если человек ел некошерную пищу, тарелка и ложка придут в день Суда свидетельствовать о нем…
Расскажу вам историю. Как-то, когда я был в Америке, один богатый еврей попросил у меня подготовить его сына к Бар Мицве. Я согласился. Конечно же, я был приглашен на «бар мицву». Я сидел за почетным столом и выступал перед всеми собравшимися: «Знай, что если ты не будешь накладывать тфилин, всё будет свидетельствовать о тебе: «Стены дома человека свидетельствуют о нем». Даже ложки и вилки, которые лежат сейчас на столе, будут свидетельствовать о тебе, что ты не накладывал тфилин… О том, кто ел падаль и трефу, придут свидетельствовать тарелки и ложки».
Американские гости не хотели верить моим словам. Один из них поднялся на сцену, подошел ко мне и сказал: «Нет, раби, это не верно. У ложки нет рта, и она не может свидетельствовать»!
Я поднял голос: «Да, да, будут свидетельствовать!»
Утро следующего дня. После того как я наложил подростку тфилин, впервые в жизни, подошел друг его отца и прошептал: раби, вчера ты на выступлении рассердился и из-за этого взял большую ложку и положил ее в карман. Во-первых, ты должен знать, что она очень дорогая. Сделана из чистого золота. Во-вторых, это наследство, которое передавалось из поколения в поколение. В-третьих, она одна из набора, а если в наборе не хватает ложки, то это как будто у человека не хватает ноги… эта ложка не простая!»…
Короче, я выслушал трогательные слова о ложке, которую взял. Сказал я ему: «Пожалуйста, иди к отцу этого парня и скажи, чтобы не беспокоился о ложке. Придет день, и я верну ее, но пока, если он дает мне на это право, я оставлю ее у себя. И пусть знает, что я взял ее не по ошибке, а намеренно. Так как обещал жениху «бар мицвы», что ложка будет свидетельствовать, накладывал ли он тфилин или нет. И я взял ложку, чтобы спросить ее об этом завтра и послезавтра».
Прошел еще день. Назавтра, в полдень прошептал мне этот друг отца подростка с насмешкой: «Ну, что сказала ложка? Накладывал он тфилин?» «Ложка уже начала плакать. Ложка кричит «вот, в первый же день после «бар мицвы» он не надевает тфилин» Так я ему ответил. Он выслушал эти слова, содрогнулся и ушел.
Прошло полчаса, и подошел отец мальчика со своими рабочими: «Раби, ты напрасно подозреваешь моего сына». «Господин мой, это не я подозреваю, это ложка говорит. Но если ты хочешь, я снова ее спрошу». Я вышел в другую комнату, а потом вернулся и провозгласил: «Ложка опять сказала, что юноша не накладывал тфилин, и она плачет» «Выходит, мы вруны?!» «Не сердитесь на меня, я ничего не говорю. Ложка говорит! Хотите, я спрошу ее, что еще происходит дома?» — спросил я. «Нет, нет», — испугались они. «Не хотим. Но верни ложку. Она моя, не твоя»- возмутился богатый еврей.
«Хорошо, нет никакой проблемы, я верну. Но перед этим я хочу, чтобы юноша наложил тфилин в присутствии всех, чтобы увидели, что ложка придет свидетельствовать перед всеми. И увидели также, что у ложки есть не только рот, но и ноги — она придет в синагогу и будет свидетельствовать».
Было решено, что завтра, в семь часов утра подросток придет молиться и наложит тфилин и талит. И все увидят своими глазами, как придет ложка.
Мы можем себе представить, что от большого напряжения половина молящихся той ночью не спали. Они не знали, как придет ложка, прискачет или прикатится, покажутся ли ее страшные ноги… как?! Назавтра синагога была полна и тесна. Все дрожали, как при Даровании Торы. Юноша поднялся на возвышение в синагоге и встал там, чтобы все толпящиеся увидели, как придет ложка. Он вытащил талит, сказал благословение, как я его учил, и закутался в талит. В тот момент послышался тихий звук — бум. Что за бум? Юноша наклонился и вместе со всеми увидел, что ложка находится здесь, на полу. С такой скоростью, что никто не успел увидеть, как она прибыла. Но звук слышали все …бум».
Я вышел из синагоги ,и у меня стали просить прощения за то ,что позорили меня. «Раби, мы признаем перед тобой, что у нее есть рот и ноги».
Перед тем, как я вышел из синагоги, отец мальчика спросил меня шепотом: «Раби Шабтай, какими именами из кабалы ты пользовался?»
«Не дай Б-г, разве разрешено просто так пользоваться именами из кабалы?» «Но как ты это сделал?» «Это очень просто, — объяснил я ему шепотом, — в первый день после бар мицвы я наложил ему тфилин. А кто сложил ему тфилин? Я. Кто положил талит и тфилин в мешочек? Я. В то время, когда я складывал талит, я спрятал ложку между его складками. И там она осталась. На следующее утро, когда ты спросил меня, где ложка, я сразу понял, каково положение. Когда он надел талит в присутствии всех молящихся, ложка упала на пол … Это все!»
Рав Шабтай Юдлевич