Рав Хаим Каневский опубликовал письмо, в котором приводит два совета, каким образом спастись от заражения коронавирусом Covid-19:
1) в особой мере остерегаться злословия и сплетен;
2) укреплять в себе качества скромности и уступчивости.
Как всегда, рав Каневский, весьма лаконично выражает свое мнение и указывает, на чем основывает свои советы.
В связи с первым пунктом он приводит слова Талмуда в трактате Арахин (15): «Он разделил (своим злословием – прим. авт.) мужа и жену, пусть он сидит уединенно».
Второй совет основан на словах Роша, сказанных в комментарии к трактату Хорайот, в конце трактата.
Сначала уточним
Прежде всего, у коронавируса есть две «неприятные» особенности:
1) Во-первых, он довольно заразный, и потому тот, кто его подхватил, обязан дистанцироваться от других людей, чтобы не заражать их.
2) Во-вторых, он опасней многих других вирусов (ученые спорят, синтетический он или естественный, или благодаря мутации уже и то, и другое).
Больше всего оберегаться злословия и сплетен
Коронавирус в 2 нюансах похож на цараат.
Тот, кого объявляли мецора, больным цараат (заболевание, которое выражается в белых пятнах на коже), должен был дистанцироваться от других людей, и, согласно Торе, подвергался действию особых законов изоляции (в частности, изгонялся из всякого огражденного стенами города, более того, даже за его пределами ему не разрешалось жить вместе с другими людьми, и он должен был оставаться в полном одиночестве).
А кроме того, если возникало сомнение, является человек мецора или нет, ему необходимо было оставаться в уединении на протяжении 2 недель. Как известно, подобно этому, если есть сомнение, заражен человек коронавирусом или нет, ему необходимо быть в самоизоляции на протяжении 14 дней – именно таков инкубационный период этого заболевания.
Рав Хаим Каневский приводит слова Талмуда о том, что цараат посылается человеку за то, что он сплетничал и злословил, что зачастую приводит к раздорам между людьми, отдаляя их друг от друга. И как «мера за меру» Всевышний посылал в наказание за это заболевание цараат, из-за которого и сам злословящий был обязан находиться в изоляции.
Вот почему, если человек с особой осторожностью будет относиться к тому, чтобы не злословить, это поможет ему не заболеть болезнью, приводящей к изоляции.
Второй совет: укреплять в себе качества скромности и уступчивости
В конце трактата Хорайот рассказывается о том, что, когда умер рав Хисда, членам ешивы пришлось выбирать, кому ее возглавить. На эту должность было два претендента: Раба и рав Йосеф, и у каждого из них были свои преимущества.
С вопросом, кого же предпочесть, члены ешивы обратились к мудрецам Земли Израиля — и те дали ответ в пользу рава Йосефа.
Несмотря на это, рав Йосеф не согласился занять этот пост и потому ешиву возглавил Раба, который и оставался на этой должности на протяжении 20 лет.
Что же касается рава Йосефа, Талмуд заключает, что все эти годы он ни разу не позвал в свой дом цирюльника (в древности цирюльники по большей части выполняли обязанности эскулапов).
Комментирует Рош от имени Рама, что здесь имеется в виду.
В награду за скромность Бог одарил рава Йосефа богатырским здоровьем, так что ни ему, ни даже членам его семьи ни разу не потребовалась врачебная помощь.
Из этого места в Талмуде можно выучить, что скромность защищает человека и всю его семью от болезней.
Почему скромность и уступчивость оберегают от болезней
Поясним, почему скромность и уступчивость оберегают от болезней.
Дело в том, что так или иначе все болезни являются наказанием за какие-то грехи или погрешности. И, в принципе, им подвержен каждый человек, даже самый большой праведник, ведь «Нет на земле праведника, который бы не согрешил» (Коэлет, 7:20).
Поэтому совет всем, кто желают избежать болезней, быть скромными и с легкостью прощать ближним их провинности по отношению к нам, и, таким образом, по принципу «мера за меру» Господь простит и нам наши прегрешения в отношении Него, как сказали наши мудрецы: «Каждому, кто прощает другим, Господь прощает ему» (Йома 29а).
В заключение – благословение!
Рав Хаим заканчивает свое письмо следующими словами:
«Каждого, кто усиливает свои старания в этом, пусть защитят заслуги его стараний — его и его домашних, чтобы ни один из них не заболел!»