«И увидел, и сказал: как грозно это место».
Берешит (28:17)
Раши комментирует: «Я говорю, что это гора Мория сдвинулась с места и пришла сюда – Храм пришел навстречу Яакову до Бейт-Эля. Это и означают слова «наткнулся на место»».
В словах Раши объяснено, что гора пошла навстречу Яакову. Впрочем, Рамбан во всём спорит с подходом Раши, полагая, что здесь произошел «прыжок дороги» – такой же, как и любой другой «прыжок дороги», упомянутый нашими мудрецами.
Смысл в том, что это человек мгновенно перемещается в другое место, а не место перемещается к человеку. По-видимому, нам нужно объяснить мнение Раши: почему здесь идет речь о «прыжке дороги» иного рода, чем обычно?
Ответ мы сможем понять, прочитав следующую историю.
Дело было в один из дней, когда Янкеле Тиктинер, один из наиболее усердных учащихся ешивы «Мир», получил официальное письмо,
приказывающее ему предстать перед военным начальством для призыва в польскую армию. Поскольку Янкеле был закаленным парнем и тело его было здорово, ему было ясно, что шансы освободиться от армии и снять с себя бремя службы ничтожно малы.
Действительно, так и произошло – военному врачу было достаточно один раз взглянуть на здоровое лицо Янкеле, чтобы однозначно постановить: он пригоден к военной службе.
С дрожащими коленями Янкеле вышел из кабинета военного начальства с документом в руках, в котором ему было велено через несколько дней прибыть для начала военной службы.
Он сразу же поспешил домой к своему учителю раби Элиэзеру Йеуде, который вздрогнул, увидев своего любимого ученика горько плачущим: «Раби! Меня призывают в армию! Что делать? Я не могу оторваться от Гмары, от святой Торы!» – завывал Янкеле, и раби Элиэзер Йеуда полностью с ним согласился.
Последующие дни раби Элиэзер Йеуда посвятил тому, чтобы вместе с другими главами ешивы задействовать все средства и вызволить Янкеле из когтей польской армии. Но эти старания не увенчались успехом: было видно, что на Небесах уже вынесли приговор, и теперь его никак не изменить…
Когда спустя некоторое время, разбитый и подавленный, пришел он проститься со своим великим учителем, тот сказал ему: «Янкеле, не горюй. Тебе придется отойти от стола с книгами, покинуть зал ешивы, но саму ешиву ты не бросаешь! Напротив, ты идешь, чтобы открыть новый «филиал» ешивы «Мир» внутри армии Польши». С недоумением в глазах посмотрел Янкеле на учителя, а тот улыбнулся и сказал: «Всё в точности, как ты слышал… Ты построишь «филиал» ешивы в армии. Раз в месяц отправляй мне письмо, в котором будут открытия в Торе, сделанные тобой в промежутках между тренировками. А я буду присылать тебе денежную помощь, которую выделяют каждому ученику, занимающему скамейку ешивы. Так ты продолжишь оставаться учеником ешивы и далее, так же как до сих пор».
Слова учителя были подобны росе, оживившей сердце Янкеле, он с радостью принял это предложение. В его душе возникла искра надежды: он продолжит учиться даже в армии, делать открытия в Торе, а главное – останется учеником ешивы «Мир»!
Всё точно так и получилось. В течение последующих двух лет в разное время, днем и ночью, Яаков использовал каждую свободную секунду, чтобы размышлять над Торой и записывать свои выводы в письмах. Раз в месяц в ешиву приходило письмо с печатью органов цензуры, в котором содержались открытия, сделанные учеником ешивы где-то там в «филиале» в недрах польской армии. Одновременно с этим и раби Элиэзер Йеуда не забывал о своем обещании. Каждый месяц он посылал деньги, позволяющие Яакову легче переносить тяготы военной службы.
Но однажды случилось непредвиденное: Янкеле отправил письмо с открытиями в Торе, как делал это каждый месяц, но ответное письмо с деньгами не пришло. Сначала он подумал, что письмо задержалось где-то в пути. Но когда прошла неделя, а затем и другая, и письма всё еще не было, он поспешил послать еще одно со словами удивления: не потерялся ли где-то конверт? Или, быть может, глава ешивы отказался от своего обещания?
А что же с ответным письмом? В этот раз оно не замедлило прийти. В нем содержались следующие слова: «Открытия, сделанные тобой в этом месяце, основаны на том, что я уже слышал от тебя в прошлом году. Нельзя платить дважды за одно и то же», – написал раби Элиэзер Йеуда, который не шел на компромиссы даже с любимым учеником, и даже когда тот находился так далеко, в неизвестном военном лагере. Он продолжал относиться к Яакову как к учащемуся ешивы во всех смыслах, словно тот вместе с остальными сидел в учебном зале.
Излишне было бы говорить, что Янкеле собрался с силами и стал работать над другим исследованием, и в результате финансовая помощь пришла снова.
Но этот урок он хорошо усвоил: условия рава были не просто примером красноречия, а настоящим договором. Янкеле продолжал оставаться учеником ешивы во всех отношениях – со всеми привилегиями и обязанностями.
Два года спустя, когда он освободился от службы, выполнив всё, что было положено, он вернулся в ешиву. Он сел за Гмару так, словно и не было этих двух лет, и продолжил размышлять над ней, как в прежние дни. Он рос и развивался, поднимался и возвышался, став со временем выдающимся мудрецом Торы.
Мы видим, что человек, который был вынужден оторваться от своего места и уйти в нечистое место, не должен при этом терять свои духовные ступени. В любом месте, где он находится, он способен открыть «филиал» ешивы и продолжать расти в точности так же, как он делал это в бейт-мидраше!
Отсюда и ответ на наш вопрос: Яаков, шедший в дом Лавана, очень переживал из-за царившей там нечистоты и боялся потерять всю Тору. Поэтому свыше ему показали, что Храм может сойти со своего места, и гора Мория может прийти к нему, где бы он ни находился. А значит, и в дом Лавана можно принести Храм и ешиву, и там тоже можно продолжать возвышаться.