«А человеку сказал: за то, что послушался голоса жены твоей»
Берешит (3:17)
Б -г порицал Адама за грех с древом познания. Это был грех, принесший в мир смерть и повлекший изгнание человека из райского сада. Теперь ему предстояло в поте лица есть хлеб, выращенный из земли, которая давала лишь сорняки и колючки. Говоря коротко, это был грех, приведший тьму и мрак. Упрекая за него человека, Б -г начал Свою речь со слов: «За то, что послушался ты голоса жены своей…»
Саба из Кельма недоумевал: ведь грех заключался в том, что человек вкусил от древа познания. Почему же упрек ему был высказан за то, что он послушался голоса жены? Он отвечал на это следующим образом. Верно, грех был связан с плодом дерева. Но это событие уже произошло и осталось позади. Основной упрек никогда не касается прошлого, «не плачут над разлитым молоком». Упрек высказывается со взглядом в будущее – что сделать, чтобы подобное событие не повторилось снова?
Всевышний обратил внимание Адама на то, что причина греха всё еще остается – это голос жены, и кто знает, к чему она приведет его в дальнейшем?..
После такого ответа у рава Йеуды Цадки возник еще более серьезный вопрос. Разве это не заповедь – слушаться жену, доставляя ей тем самым радость и счастье?
Наши мудрецы требуют от мужа уважать жену больше, чем самого себя (Евамот, 62б). Далее он отвечает: верно, «жену муж радует» (Рош а-Шана, 6б). Но когда она хотела накормить Адама плодом от древа познания и решительно заявила, что лишь в этом случае она будет счастлива, Адам должен был подумать: «Разве это не духовная близорукость, разве не иллюзия, которая скоро рассеется?» Он съел плод, но где же счастье? Рай потерян, в мир пришла смерть, работа и труд, заботы и страдания.
Отказавшись от плода, он, возможно, доставил бы Хаве минутную неприятность, но сохранил бы для нее вечное счастье. В этом-то и всё дело. Иногда один из супругов видит лишь ближайшее будущее. Например, жена говорит мужу: «Если пойдешь на урок Торы, мне одной здесь будет скучно». Это верно, если говорить о коротких мгновениях, но обязанность человека – думать о последствиях, смотреть далеко вперед. Урок Торы возвысит внутренний мир мужа, и это прольет свет на весь дом, на жену и детей. Свет воссияет в обоих мирах! Мы должны делать расчеты на отдаленное будущее, и это верно во всех областях жизни. Так нужно вести домашнее хозяйство, и так нужно планировать всю жизнь.