Общие сведения
Законы лечения в субботу регулируются двумя принципиальными вопросами: разрешено ли ради лечения совершить то или иное действие, которое в обычной ситуации является нарушением законов субботы и разрешено ли в данной конкретной ситуации лечения как таковое.
В отношении законов лечения в субботу, все люди, исходя из состояния их здоровья, условно делятся на шесть групп:
- опасно больные, то есть те люди, болезнь, которых представляет угрозу для жизни;
- люди, у которых есть риск полностью либо частично потерять дееспособность какого-либо органа тела, но угрозу для жизни это не представляет;
- лежачие больные – то есть люди, состояние которых таково, что им либо необходим постельный режим (даже если по какой-либо причине они не лежат в кровати), либо у них болит все тело, но опасности для жизни или угрозы полной или частичной потери какого-либо отдельного органа нет;
- легко больные – те, кто испытывают физические страдания, но могут достаточно нормально функционировать;
- люди, испытывающие легкие недомогания;
- здоровые люди.
Первая группа – опасно больные. В Торе сказано: «Вот те заповеди, которые будет исполнять человек, и жить в них»[1]. Говорят мудрецы: «Жить в них, но не умирать в них»[2]. Это означает, что в случае даже небольшой вероятности угрозы для жизни человека, не только разрешено, но даже существует великая заповедь совершать любые действия, которые могут привести к его излечению, включая и те, которые в обычной ситуации запрещены (за исключением идолопоклонства, убийства и разврата).
Нарушение субботы во имя спасения человека является высшей степенью соблюдения субботы[3]. Даже если обнаружится, что действия, запрещенные в субботу, которые были направлены на спасение жизни, не увенчались успехом или в них не было надобности, – все равно считается, что была исполнена великая заповедь[4]. Подробные законы в случае опасных больных будут рассматриваться в теме «Спасение жизни в субботу и праздники».
Подробную статью об опасно больных читайте тут.
Вторая группа – люди, у которых есть риск полной или даже частичной потери дееспособности какого-либо органа тела. В случае, когда жизни человека не угрожает опасность, но есть вероятность потери одного из органов либо нарушения его нормального функционирования, разрешены любые действия по спасению этого органа, если их будет совершать нееврей, а если это запреты мудрецов, то и еврей[5].
Третья группа – лежачие больные. Если человек, настолько болен, что он должен лежать в кровати, либо у него болит все тело, но его болезнь не представляет опасность для жизни, еврею для его лечения разрешено измененным способом совершать только действия, запрещенные в субботу мудрецами. В случае, когда для лечения такого больного есть необходимость совершить действия, запрещенные в субботу еврею Торой, разрешено попросить об этом нееврея. Теме «Лежачие больные» посвящена вторая часть законов лечения в субботу и праздники.
В законах лечения в субботу помимо правил о том, в какой ситуации для больного разрешено совершать запрещенные в субботу действия, а в какой ситуации такого разрешения нет, существует так же отдельный запрет лечиться в субботу, даже если при этом дополнительно не совершают никаких запрещенных в субботу действий. Этот запрет не распространяется на опасных и лежачих больных, а также на случаи, когда существует риск частичной или, тем более, полной потери дееспособности какого-либо органа тела. Больным этих трех групп разрешено принимать лекарства в субботу даже после выздоровления, в случае если врач считает, что в этом есть необходимость для того, чтобы избежать рецидива болезни. Лежачему больному запрещено принимать лекарства от легких недомоганий, не связанных с его болезнью[6].
Четвертая группа – легко больные. В ситуации, когда речь идет о человеке, который испытывает физические страдания, но в состоянии нормально функционировать, еврею для его лечения не разрешено совершать никаких действий, запрещенных в субботу. К этой группе людей относится постановление мудрецов о запрете лечиться в субботу, однако в случае, когда болезнь доставляет довольно ощутимые страдания, разрешено попросить нееврея лечить такого больного, а также совершать для него и другие действия, которые запрещены еврею в субботу постановлениями мудрецов. Но не разрешено просить нееврея совершать для легко больного действия, запрещенные еврею Торой.
Пятая группа – люди, испытывающие легкие недомогания. Для человека, испытывающего легкие недомогания, запрещено (ему самому или другим людям) предпринимать в субботу действия, направленные на лечение, а также просить нееврея совершать для него любые действия, которые запрещены еврею в субботу Торой или постановлениями мудрецов. Темам «Легкие больные» и «Люди, испытывающие легкие недомогания» посвящена третья часть законов лечения в субботу и праздники.
Шестая группа – здоровые люди. Здоровому человеку запрещено предпринимать в субботу действия, направленные на оздоровление и укрепление организма[7]. Так, например, ему запрещено принимать витамины для поддержки и укрепления организма[8].
Все принципы, приведенные выше в отношении законов лечения в субботу, верны и в отношении еврейских праздников (йом-тов), за исключением готовки еды и переноса предметов в общественных местах, не окруженных ирувом, законы которых в праздники намного легче, чем в субботу[9]. Напомним, что, когда речь идет о законах праздников, в Израиле это первый и последний дни Песаха, Шавуот, первый и второй дни Рош а-Шана, Йом Кипур, первый день Суккота и Шмини Ацерет. В странах диаспоры: первый, второй, седьмой и восьмой дни Песаха, первый и второй дни Шавуота, первый и второй дни Рош а-Шана, Йом Кипур, первый и второй дни Суккота, первый и второй дни Шмини Ацерета.
Хотя законы второго дня праздника (йом тов шени), который отмечают в странах диаспоры, практически идентичны законам первого дня, тем ни менее лечение в йом тов шени в случае, когда это необходимо и при условии, что не будут нарушены другие законы праздника, —разрешено[10].
В Йом Кипур законы лечения, не связанные с едой и питьем, идентичны законам лечения в субботу. Такому человеку, которому, исходя из правил лечения в субботу, разрешено принимать лекарства, можно их принимать и в Йом Кипур, при условии, что они по своим вкусовым качествам не могут считаться едой или питьем. Изначально в Йом Кипур больному следует принимать лекарства, не запивая их водой. В случае, когда все же есть необходимость запить лекарство, следует для этого воспользоваться напитком, обладающим горьким вкусом, например, концентрированной заваркой ромашкового чая, которая имеет достаточно горький вкус и при этом не вредит здоровью.
[1] Ваикра 18:5.
[2] «Йома», 85б.
[3] «Ор а-Хаим», Шмот 31:13.
[4] «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 328:15; «Мишна Брура», там же, п.40 и 42.
[5] «Шулхан Арух», там же, п.17.
[6] «Игрот Мошэ», «Орах Хаим», ч.3, п.53.
[7] «Мишна Брура», 328:120; «Шмират Шабат кэ-Илхата», гл.34, прим.85; «Хут Шани», «Шабат», ч.4, 89:2.
[8] «Шмират Шабат кэ-Илхата», там же.
[9] «Мишна Брура», 632:5.
[10] Рамо, «Орах Хаим», 496:2.