«От всякого скота чистого возьми себе по семи (пар), самца и его самку; а от скота, который не чист, двоих, самца и его самку» (Берешит, 7:2)
Рамбан, один из величайших комментаторов Торы всех поколений, поднимает этот вопрос и пишет: то, что в ковчеге поместились все животные, а также еда для них на целый год, было чудом. Такая «разновидность» чуда называется на языке мудрецов «малое вмещало большое». В Мидраше «Ялкут Шимони» (Йеошуа, 14) приводятся примеры подобного рода чудес, которые происходили в различные времена.
Однако Рамбан не ограничивается этим утверждением. Он продолжает задавать вопросы. Если это было чудо, спрашивает Рамбан, зачем же Ноах должен был строить такой большой ковчег? Ведь достаточно было построить ковчег минимальных размеров, и он также вместил бы всех животных чудесным образом.
На это Рамбан дает два ответа.
Во-первых, говорит великий комментатор, масштабное строительство было необходимо для того, чтобы все современники Ноаха обращали внимание на происходящее, удивлялись гигантскому сооружению, рассказывали друг другу о ходе строительства и рассуждали о том, что за грехи поколения Всевышний может послать тяжелое наказание. Таким образом, современникам Ноаха была предоставлена возможность сделать тшуву.
Второй ответ на этот вопрос таков. Творец приказал Ноаху построить столь вместительный ковчег, чтобы «уменьшить» чудо. Рамбан пишет, что почти все чудеса в Торе имеют следующую «структуру»: человек делает все, что способен сделать, а остальное – в руках Небес. Поэтому Ноах должен был построить настолько большой ковчег, насколько мог, а остальное (размещение всех животных) было в руках Небес.
Статья была опубликована на сайте «Беерот Ицхак»