Вопрос:
Как полностью выглядит процедура снятия тфилин? И что с ним нужно делать после этого?
Ответ:
Для снятия тфилин не существует единого способа. Тем не менее, еврейские законы и обычаи дают нам некоторые ориентиры.
Обратите внимание, что, снимая тфилин, вы меняете порядок относительно того, в котором они были надеты:
- Сначала размотайте ремешки на пальцах и кисти руки.(1)
- Затем снимите тфилин с головы.(2) Продемонстрируйте свое нежелание расставаться со святым, используя при это более слабую руку (снимайте тфилин с головы левой рукой, если вы правша, и наоборот — правой, если вы левша).(3)
- Теперь окончательно снимите тфилин с руки.
- Распространен обычай стоять, когда вы снимаете тфилин.(4)
- На снятие тфилин благословение не произносится.(5)
- Сверните ремешки так, чтобы их было удобно хранить, но не оборачивайте их вокруг самих коробочек тфилин, так как это было бы нецелесообразным использованием священных коробочек, содержащих внутри стихи Торы.(6) Вместо этого оберните ремешки вокруг выступающих оснований.(7)
- Оберните их с обеих сторон так, чтобы они напоминали крылья голубя.
- Опять же, по причине уважения, когда вы оборачиваете ремешки тфилин, убедитесь, что держите саму коробочку неподвижно и наматываете ремешки вокруг нее, а не перемещаете коробочку вокруг ремешков.(8)
- Заканчивая оборачивать ремни головного тфилин, поместите узел сверху основания, а не под ним.(9)
- А после обертывания ручного тфилин узел должен касаться коробочки.(10)
- В идеале две части тфилин должны быть сложены рядом так, чтобы ручной тфилин располагался слева и немного ближе к тому месту, где чехол раскрывается. Таким образом, когда вы откроете сумку-чехол на следующее утро, в первую очередь вы увидите именно его. И это правильно, потому что ручной тфилин должен быть надет первым.(11)
- Поцелуйте тфилин перед тем, как убрать их в чехол.(12) Они сейчас символизируют самого близкого друга, с которым у вас только что была очень личная встреча.
Сноски
- Это было обычаем Аризаля.
- Мы снимаем головной тфилин, так как мы не можем носить, когда не надет ручной (Талмуд, Менахот, 36б, цитируется в Шулхан Арух, 28:2).
- Это был обычай рабби Шломо бар Йехиэля Лурии, Мааршаля из Люблина, цит. в Маген Авраам, 28:3.
- Решимот года, 5703.
- Рабейну там (Тосафот на Менахот, 32б, цит. в Шулхан Арух 29).
- Маген Авраам, 28:4.
- Это основано на истории Талмуда о человеке по имени Элиша. Римляне постановили, что любой, кто будет пойман исполняющим заповедь о тфилин, будет лишен глаз. Однако Элиша продолжал накладывать тфилин. Однажды он был замечен властями. Тогда он быстро снял тфилин с головы и зажал его в сложенных ладонях. «Что у тебя в руках?» — спросил офицер. Элиша ответил, что у него там голубиные крылья. Конечно же, произошло чудо, и, когда он протянул римлянину открытые руки, в них действительно были крылья голубя. Талмуд объясняет, что голубиные крылья символизируют связь нашего народа с Всевышним. Как крылья защищают голубя, так и исполнение заповедей защищает Израиль от какого-либо вреда (Шаббат 49а).
- Маген Авраам, там же.
- Арух ха-Шулхан, 28:8.
- Шаарей Тшува,27:5.
- Маген Авраам, там же.
- Абудрахам, цит. в Шулхан Арух, 28:3.