Вопрос раввину:
Шалом, ребе!
Скажите, почему евреи так скрупулезно выполняют заповеди? Неужели настолько важны мельчайшие детали?
Ответ:
Задумаемся прежде о том, для чего вообще нужны заповеди и в чем их важность.
Мы знаем, что кроется за замыслом творения, поскольку Создатель мира открылся перед всем нашим народом в ходе стояния у горы Синай, преподнеся законы мироустройства – 613 заповедей, на основании которых определяется уровень близости или удаленности каждого из нас от Творца, благословен Он.
Сказали наши мудрецы, благословенна их память: «А какое дело Святому, благословен Он, до того, забьет ли человек животное со стороны горла или со стороны затылка? Заповеди даны только ради того, чтобы сделать людей совершеннее, как сказано (Мишлей 30:5): Всякое слово Бога чисто», и объяснил Рамбан: «Дело в том, что заповеди имеют познаваемый смысл, и обоснованно каждая из заповедей имеет особое значение и особым образом способствует совершенствованию человека. И это еще помимо награды, которую получают от Даровавшего заповеди, да будет Он благословен» (Дварим 22:6).
Заповеди олицетворяют волю Всевышнего, в то время как в любой из них заключено предназначение мироздания и возвышенное очищение души. Обрезание полезно с медицинской точки зрения (тело), в то же время оно является напоминанием на плоти, производящим весомое впечатление на наш народ из поколения в поколение (нефеш), однако, более того, оно освящает еврейскую душу перед лицом ее первоисточника (нешама).
Тфилин – это знак, накладываемый на руку, что соответствует сердцу, и на лоб, что соответствует мозгу, воздействующий на две основополагающие силы в человеке. В коробочки тфилин вложены отрывки из Святой Торы, в память о единстве Бога и о выходе из Египта, а их завязывание отражает усмирение йецер а-ра – таким образом, через покорность, фиксируется человеческое сознание, направляемое к Тому, кто его породил, в молитве: «Святость тфилин – святость их велика; пока тфилин на размещены на голове человека и на его руке, он сдержан и богобоязнен, не идет вслед за развлечениями и пустыми речами, не зацикливается на негативных мыслях, но поворачивает свое сердце к словам истины и праведности» (Алахот Тфилин, глава 4). Женщина не нуждается в заповеди тфилин, так как по своей природе она обладает мягким сердцем, преданным Всевышнему, но, напротив, обязана покрывать голову и быть скромной, поскольку это касается ее души.
У каждой заповеди есть смысл в высших, духовных, и нижних, материальных, мирах.
Еврейская шхита избавляет животное от мучений, имея подлинной целью исправление нашего поведения и сознания, поэтому написали наши мудрецы, что тот, кто ест запрещенные виды пищи, причиняет вред своим духовным ощущениям. Любой грех в действительности наносит ущерб нефизическому разуму человека: «Учил раби Ишмаэль: «Прегрешение отупляет сердце человека», как сказано (Ваикра 11:43): «… не оскверняйтесь ими, ибо станете нечистыми» – читайте не «ибо станете нечистыми», а «ибо станете глупыми»! (Талмуд, трактат Йома, лист 39:1).
Создатель вручил нам заповеди с целью «сделать людей совершеннее», подобно тому, как шлифуют алмаз до блеска. С этой же целью нам дана свобода выбора между добром и злом.
«Лехем буша» («хлеб стыда») – кабалистическое понятие, характеризующее достижение награды будущего мира по усилиям, а не из милосердия. Душа нуждается в том, чтобы построить самое себя, добраться до своей мощи путем испытаний и заповедей в повседневной жизни, благодаря чему она удостаивается близости Всевышнего, благословен Он. Миссия души – уподобиться ее Творцу, ради чего она была снабжена возможностью принятия решений в пользу собственных сил, а также – двигаться ли, и в какой мере, к Богу в делах, или же наоборот, не дай Бог. По этой причине мир, где мы живем, назван в Кабале «миром действия».
Предназначение нашего существования состоит в бесконечной награде наивысшего разряда – единение со Всевышним в Ган-Эдене, предназначение, которое можно выполнить лишь через поступки в этом мире. Так сказали наши мудрецы: «В час ухода человека (из этого мира) не сопровождают его ни серебро, ни золото, ни драгоценные камни и жемчужины, а только Тора и добрые дела» (Пиркей Авот 6:9).
А теперь задумаемся над нашим материальным мире.
Хирурги обязаны тщательно вымыть руки, будучи осведомленными о том, что любой микроскопический вирус представляет угрозу жизни человека. Внимание к мелочам заметно и в цивилизационных технологиях: программисты, к примеру, прекрасно понимают, что крошечная ошибка в одной-единственной строке кода способна нарушить устройство всей системы. Горе управляющему ядерным реактором, который промахнется с нажатием или отклонится от разметки приборной панели.
Если малейшая деталь во многих материальных делах насколько важна, несомненно, что она в не меньшей мере важна в выполнении заповедей Творца!