Вопрос раввину:
Какова этимология слова «еврей», откуда оно произошло, и что оно означает?
Ответ:
Источник слова «еврей» — ивритское слово «иври» (עברי). Первый раз этим словом в Торе называется Авраам, как сказано (Берешит 14, 13) «И пришёл беглец и известил Аврама — иври». Поясняет мидраш («Берешит Раба»), что Авраам назван так, поскольку весь мир находился – по своим мнениям и взглядам на жизнь – с одной стороны, а Авраам – с другой (эвер на иврите — «сторона»).
Называя Авраама – «иври», Тора подчёркивает одну из важнейших черт личности Авраама – способность идти против принятых мнений, задумываться самому обо всём, что окружает, и приходить к самостоятельным выводам. Это свойство дало ему возможность противостоять языческим воззрениям, глобально распространённым в те времена. Говорят мудрецы («Ялкут Шимони» Теилим 750): Авраам пришёл к выводу о том, что у мира есть единый Властитель, путём размышлений о гармонии, царящей в мире. Авраам сказал себе: «Возможно ли, что такой чудесный мир, преисполненный гармонии, не имеет единого хозяина и правителя? Несомненно, единый Б-г управляет всем миром!».
На протяжении двух тысячелетий, в течение которых евреи находились в изгнании среди различных народов с идеологией неверия, они стояли, подобно Аврааму, «на другой стороне» по отношению ко всем окружающим их. И всё это – несмотря на бесконечные принуждения и поощрения, которые полагались за перемену веры. Несомненно, эту силу быть на стороне истины, невзирая на окружающий мир, евреи унаследовали от своего праотца – Авраама. Возможно, именно поэтому евреи унаследовали от Авраама и своё имя «иври», весь мир — с одной стороны, а мы – с другой.