В Талмуде сказано:
«Тому, кто желает оскверниться, предоставляют (с Небес) такую возможность, а тому, кто желает очиститься, помогают (с Небес)».
В этом выражении заключен наиважнейший принцип иудаизма – принцип свободы выбора. Так пишет о нем Рамбам: «Человек обладает свободой воли. Пожелает он пойти по пути добра и быть праведником — ему дано это; пожелает пойти по пути зла и быть грешником — у него есть и такая возможность… Этот принцип имеет основополагающее значение для всей Торы и всех заповедей».
Почему же данный принцип является основополагающим?
Рамбам далее дает ответ на этот вопрос: если бы Б-г решал, быть человеку праведником или грешником, и если бы была какая-либо причина, которая влекла человека от рождения по некоему определенному пути, — тогда не было бы места заповедям. Ведь, когда человек «запланирован», каким образом возможно сказать ему: «поступай так-то», «не поступай так-то», «исправь пути свои», «не поддавайся злому началу»? Не было бы места и наказанию за грехи, и награде за добрые дела.
Но нужно знать, что после греха Адама человеку стало нелегко избавиться от недостатков и приобрести совершенство. Человек стал ближе к материальности и, следовательно, греху, нежели к духовности, и, следовательно, духовному исправлению, как пишет об этом Рамхаль в книге Путь Творца.
Именно на этот принцип свободы выбора намекают наши мудрецы в вышеупомянутом изречении, в котором, если всмотреться в него, обнаруживается заключенное в нем различие: относительно того, кто желает оскверниться, сказано — «предоставляют такую возможность», а относительно того, кто желает очиститься, сказано — «помогают ему». Причина такого различия связана с тем, что, чтобы человек осквернился, достаточно предоставить ему возможность, и он скатится, как по крутому склону, в духовную нечистоту — ведь, как говорилось, он близок к греху. И, напротив, чтобы очиститься от материальности, которая постоянно тянет человека вниз, и приблизиться к Г-споду, человеку необходима помощь Творца. Потому о том, кто желает очиститься, сказано — «помогают ему».
Эти слова наших мудрецов помогут нам не отчаиваться в войне с дурным началом: Творец желает, чтобы мы преуспели, и когда Он видит наше желание приблизиться к Нему, Он помогает нам одержать победу.