А Авраам был стар, пришел в лета (Хаей Сара, 24:1)
На первый взгляд есть в этой фразе повторение «был стар» и «пришел в лета». Однако в действительности тут нет повторения, поскольку, старость в Торе указывает на мудрость. И так толковали наши мудрецы, благословенна память праведников (Трактат Кидушин, 32) о пасуке «уважай старца» (Ваикра, 19:32) – то есть, приобретшего мудрость. На это намекает ивритское слово זקן (закен), что в переводе значит: «старый», ведь буквы этого слова означают зе кана хохма – «этот приобрел мудрость»
Автор книги «Дегель махане Эфраим», спрашивает: верно, что приобрел, но как доказать, что приобрел мудрость (ведь в слове «закен» отсутствует буква хет, которая является начальной буквой слова хохма – мудрость)? Может быть, приобрел имущество и богатство?
Он дал следующее объяснение: если говорится о приобретении, без указания, что приобрел, то имеется в виду нечто самое дорогое, самое важное. Серебро и золоту важны, но «хороша мне Тора уст Твоих, чем тысячи золота и серебра» (Теилим, 119:72). Бриллианты и жемчуга дороги, но Тора «дороже она жемчуга» (Мишлей, 3:1). Ибо лучше награда за нее, чем все вещи на свете!
Старец – это тот, кто приобрел самое дорогое – Тору!!! И об этом сказано (Мидраш Ваикра раба, 1:6): «Знания приобрел, что недостает тебе. Знаний не достает тебе, что ты приобрел».
Рав Цадок Акоэн из Люблина дал дополнительный ответ на этот вопрос. Тора не только самая дорога вещь, но и практически она — единственное настоящее приобретение! Ведь если мы вдумаемся, то увидим, что чем больше у человека богатства и имущества, тем дальше они от него: у нищего все имущество на нем… у зажиточного человека есть деньги в банке, магазин на главной площади города; у богатого есть заводы в городах развития, у миллионера есть заграничные вклады… Однако же человек, собравший знания и мудрость, гораздо богаче их, поскольку знания и мудрость переполняют его самого, наполняют его душу, формируют его личность и указывают ему путь. Они ближе к нему.
Кроме того, другие приобретения непрочны, и не являются настоящим приобретением. Об этом рассказывает мидраш (Мишлей, 3:15). История о торговцах, плывших на корабле. Познакомились они друг с другом и начали хвалиться своим богатством. Расхваливали свой товар, погруженный в трюм корабля: этот торгует шелком и атласом, другой импортирует голубые и пурпурные ткани, третий торгует драгоценными камнями и жемчугом. Был там один мудрец, сидевший на палубе корабля и занимавшийся учебой. Обратились к нему и спросили с насмешкой: «А ты чем торгуешь?» Ответил он им коротко: «Мой больше вашего». Удивились они, ведь он, конечно, не может солгать. Начали разузнавать о нем, может быть он большой купец. Но ответил им капитан: «Этот мудрец везет с собой только талит, тфилин и узел с книгами». Стали они опять над ним насмешничать, а он свое: «Мое больше вашего». Плавание продолжалось. Вдруг напали на них пираты, забрали все их имущество, а их самих взяли в плен. В одном из портов решили пираты продать их в рабы. Когда еврейской общине стало известно, что среди пленных находятся евреи, решили они выкупить их, однако пираты запросили огромную сумму. Увидели евреи мудреца и выкупили его. Попросил он: «Пожалуйста, постарайтесь и выкупите моих друзей». Послушали они его и выкупили всех. Сразу оказали они мудрецу большие почести, одели его в почетные одежды и восхвалили при стечении народа. А зажиточные купцы были одеты в рваную одежду, ничего не имея. Сказал им мудрец: «Я ведь говорил вам, что мое больше вашего».
Каков урок этого рассказа? Все имущество, все приобретения мнимы. Сегодня они здесь, а завтра их нет. Но мудрость — самостоятельное приобретение, суть от сути человека. Кроме того, богатство находится во владении человека только до его последнего дня, и, в конце концов, останется позади него. Но мудрость сопровождает его в последнем пути: «Не сопровождают человека ни серебро и не золото, но заповеди и добрые дела» (Трактат Авот, 6:10). И Тора, которую он учил, и мудрость, которую он приобрел.
«А Авраам был стар» — это мудрость. «Пришел в лета» — это добрая седина. И сказано в мидраше (Берешит раба 59:6): «Старость — в соответствии с летами, и лета — в соответствии со старостью». Как много вложили наши мудрецы в эту короткую фразу! Мы все мудрые, все разумные, ясно, что не глупые. Но можем ли мы с уверенностью сказать, что чем больше нам лет, тем больше — в точности — наша мудрость? Мудрее ли мы в эту неделю, чем в прошлую? Мудрее ли мы сегодня, чем вчера? Гмара рассказывает (Трактат Ктубот, 62) о двух мудрецах, учившихся вместе. Один из них женился и семь дней праздновал «шева брахот», а второй тем временем продолжал учиться — и за всю жизнь первый не смог наверстать это отставание! Так учили наши мудрецы: каждый день – весь день. Каждый день возвышение, каждый день больше мудрости. Старость в соответствии с летами. А мы? — тема для размышления.