Параллели между Мишканом и сотворением мира
В первый день были сотворены небо и земля — мы сделали Ковчег, в котором хранились две Скрижали,прообразы неба и земли.
Во второй день Вс-вышний разделил воды — мы повесили занавеску, разделяющую святое и будничное.
В третий день появился Мировой океан — мы построили Храмовый умывальник. Была сотворена пища («вырастут травы из земли») — мы поставили Храмовый стол, а на нем — внутренние хлеба. Четвертый день — день сотворения светил, мы создали Менору — семисвечник из чистого золота (в еврейской традиции семь небесных тел считаются основными планетами).
В пятый день были сотворены птицы — мы отлили крувим (херувимов) с распростертыми крыльями.
В шестой день был сотворен человек — мы поставили Аарона-первосвященника служить Вс-вышнему. И он превзошел первого человека — Адама, так как Адам после греха был изгнан из райского сада и уже не вернулся туда при жизни, а Аарон был прощен и служил в Храме после своего греха.
И тогда заработал обратный эффект. В заслугу строительства Мишкана и Ковчега Б-г продолжал творить и обновлять мир каждую секунду. В награду за занавес в будущем наши лица будут сиять, как небеса. За стол и хлеба Вс-вышний благословляет наши плоды, за Менору Б-жественное присутствие будет среди нас, за крувим Б-г вернет нас из изгнания, мы прилетим из него, как птицы. А за Аарона мысами станем великими.
Из этого Мидраша можно сделать очень простой вывод — все в наших руках. Два Храма разрушены, Третий пока еще не отстроен, где прообраз мироздания, где волшебство Мишкана?
Даже когда Мишкан был, его сила была не в занавесе и хлебах. Она была в том, что мы его построили,своими руками. Мироздание прекрасно — зачем стоить Храм? Значит, не так уж мир и самодостаточен. Необходимо наше участие, необходимы параллели, проведенные нами, наши Тора, заповеди и добрые дела, тогда мир будет полноценным.
Более того, наше участие дороже Вс-вышнему. Ведь Адам не вернулся обратно в райский сад, а Ааронслужил в Мишкане после греха. Весь этот мир — исходник, а верстка, графика, набор и корректура являются нашей прерогативой, для реализации которой все и затевалось.
Бывает, нас посещают мысли о собственной ничтожности по сравнению с космосом, они тоже бывают полезны, но вышеупомянутый Мидраш учит нас — не только мы являемся микрокосмом, но и космос является копией нас. В этом мире нет односторонних связей, именно поэтому наши поступки предельнозначимы.
Возможно, это имели в виду мудрецы, говоря: «человек был создан одиноким. Показать нам: каждый, кто спасает жизнь, как будто спасает целый мир, а тот, кто убивает жизнь, как будто уничтожает целый мир». Это не просто красивые слова-мотиваторы, так и есть на самом деле, человек и есть мир.
Каждый может и должен сказать: «для меня сотворен мир».
Шаббат шалом!
Элиэзер Райхман