«И стал Ноах земледельцем и насадил виноградник»
Берейшит (9:20)
Ноах был мужем праведным и совершенным в своих поколениях. Перед Б-гом ходил Ноах, об этом свидетельствует святая Тора.
Ноах был пророком, и нет у нас понятия о пророках. Нет у нас понятия также о танаях и амораях (мудрецы периода Мишны). Мы трепещем при имени Рашаш и Ари аКадош, и автором книги «Бейт Йосеф». Мы уверены, что Ари аКадош не делал ничего без предварительного намерения, что каждому делу автора «Бейт Йосеф» предшествовала важная мысль. И тем более это относится к деянию пророка, действию Ноаха, праведного и совершенного. И это тем более касается дела восстановления окружающего мира после ужасного разрушения, и создания основы для этого.
Стремясь прилепиться к Б-гу, испытывая трепет и имея важное намерение, посадил он виноградник.
Почему виноградник? Из всех плодов мира, овощей и злаковых, он выбрал именно виноград – не трудно догадаться, почему. Потому что из винограда выжимают сок, делают веселящий напиток, радующий разум. Люди так нуждались в нем после того разрушения, которое открылось их глазам: полное уничтожение человечества, животных, растений – всего. Им был необходим бодряющий и укрепляющий напиток после года нахождения в ковчеге, года работы до изнеможения, ухода за всеми животными мира.
А вино – напиток веселящий и радующий разум: «Поют песню только после вина» (Трактат Брахот, 35). На трапезе в честь обрезания и при бракосочетании говорят благословение на полный стакан вина. И Ноах, обязанный Творцу за чудо своего спасения, должен был вознести восхваление и поднять бокал вина с благословением.
Обо всём этом нам сегодня хорошо известно.
Но в вине скрыты также возвышенные тайны. Праотец Авраам дал пир в честь обрезания Ицхака, Яаков был благословлен после вина, которое принес отцу. Йосеф послал своему отцу старое вино. На жертвенник возливают вино и оно хранится для будущего избавления. Нет, не по этим причинам хотел Ноах посадить виноград вначале. И это действие, которое должно было стать возвышенным и благородным, засчиталось ему как грех и падение: «И стал Ноах земледельцем, и насадил виноградник». Из человека праведного и совершенного, ходящего перед Б -гом, превратился в земледельца (Мидраш Берешит раба, 36:3).
Но что же плохого в этой посадке? Ответ простой и краткий: была совершена ошибка в выборе того, что следует предпочесть. Вино прекрасно: оно сладкое и радует. Но в мире, разрушенном и пустынном, не сажают вначале виноградник, а сеют пшеницу, выращивают помидоры, сажают этрог.
Когда есть основная, обычная еда, тогда обращают свой взор к наслаждениям – к радости, к вину. И если было бы так, если была бы еда, хлеб и фрукты, тогда вино было бы благословением, как сказано «Вино во время трапезы не опьяняет» (Иерусалимский Талмуд, Трактат Псахим, 10:6), и это уберегло бы от всех огорчений. Но сажать виноградник вначале – это нарушение порядка.
Эта глава, как и все главы Торы, наставляет каждого еврея во все времена.
Уже много сказано о создании основ: дорог, предприятий, всех вещей, хороших и нужных, полезных и красивых. Но забывают главное – основу всего. Ибо она нужна для народа, живущего в Ционе, евреям, укореняющимся в земле отцов. Но на что же они затрачивают свои усилия? Что вкладывают в воспитание миллиона с четвертью израильских детей? Каким образом приближают к духовному наследию, к основополагающей культуре, к Торе. Ведь если не заниматься этим, если не уделять внимания духовному, оставить тысячелетнюю традицию, какой характер будет у народа через двадцать лет? В какие цвета окрасится государство? Для кого будут прокладываться дороги и создаваться рабочие места?
И это верно для общества в целом, и тем более для каждой семьи и для каждого человека в отдельности. Потому что каждый человек обязан решить, что ему нужно в жизни прежде всего.
Алаха запрещает есть до молитвы, это пример правильного порядка действий.
Когда, например, выбирают квартиру, надо поинтересоваться: есть ли рядом синагога и религиозная школа, с кем будут дружить дети. Это нужно сделать сразу, еще до того, как интересоваться остальными подробностями. Когда интересуются тем, где провести отпуск, следует узнать о наличии кошерного питания, и не испорчено ли духовное состояние этого места, как обстоит дело с соблюдением Субботы. Всё это нужно разузнать прежде, чем начать считать звездочки гостиницы. Одним словом, рассскажи мне о своих предпочтениях, и я скажу, кто ты.