«И сказал Г-сподь Моше: Сделай себе ядовитого (змея) и посади его на шест, и будет: всякий укушенный, увидев его, останется жив» (Бемидбар, 21:8).
Спрашивают наши мудрецы (Рош а-Шана, 29а): «Неужели змей способен умерщвлять либо даровать жизнь?» Почему Всевышний желал, чтобы излечение приходило именно таким образом, ведь в руках Творца излечить и без необходимости смотреть на змея? Отвечают мудрецы: Г-сподь желал, чтобы евреи подняли свои глаза наверх и, увидев Небеса, вспомнили о Создателе и наполнили своё сердце служением Ему. А тот, кто близок к Творцу, удостаивается жизни, как сказано (Дварим, 4:4): «… вы, близкие к Г-споду, Б-гу вашему, живы все вы сегодня».
Однако всё же непонятно: если Творец желал, чтобы евреи подняли свои глаза на Небеса, почему не было достаточно указать им это сделать напрямую, без необходимости в медном змее?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, обратимся к словам рабби Хаима из Воложина, который пишет в книге «Нэфеш а-Хаим» (3:12) следующее: «И, действительно, это большое дело и прекрасное средство устранить и отменить все другие силы и влияние, чтобы они не получили власть над ним и не оставили бы никакого следа, — если человек твёрдо скажет в своём сердце: ведь Всевышний — Б-г истинный, и нет кроме Него, Благословенного, никакой силы в мире и во всех мирах… И тогда сделает Он, Благословенный, так, чтобы удалились от человека все силы и влияния мира, [направленные против него], чтобы ничто не могло повредить ему вообще». Чтобы достичь исцеления, недостаточно было вспомнить о Творце и задуматься о Его величии, взглянув на небеса. Необходимо было также чётко осознать, что у змея нет никакой собственной силы и все его силы – от Творца. И достигнуть этого было возможно, лишь взглянув на змея на фоне Небес.
Талмуд в трактате Брахот (33а) рассказывает, что в одном месте была змея, которая не давала покоя местному населению. Что сделал великий праведник раби Ханина бен Доса? Попросил, чтобы ему показали её нору. Раби Ханина бен Доса закрыл своей пяткой вход в нору, и змея укусила рабби Ханину и умерла. Тогда сказал раби Ханина: «Смотрите, сыновья мои: не змея убивает, а грехи убивают!»