Вопрос:
Дорогой рав!
Я как-то слышала, что в Хануку нет заповеди устраивать трапезу. Как же так? Разве это не праздник! И все религиозные евреи организовывают трапезы в Хануку.
Объясните, пожалуйста!
Ответ раввина:
Действительно, Шульхан арух пишет, что в Хануку нет заповеди устраивать трапезу. Мишна Брура объясняет это следующим образом: в дни, предшествующие Хануке, врагами Израиля было приказано уничтожить евреев духовно, то есть запретить им изучать Тору и выполнять заповеди Творца, – по этой причине радость Хануки имеет исключительно духовную природу: отсюда зажигание ханукальных свечей и чтение Ѓалеля.
В дни Пурима, продолжает Мишна Брура, было постановлено уничтожить евреев физически, поэтому радость в Пурим должна принимать материальные формы выражения.
Рамо, однако же, приводит мнение, в соответствии с которым есть некая мицва устроить трапезу в Хануку, ибо в эти дни есть еще одна причина для радости: в Хануку был закончено строительство Мишкана.
Мидраш рассказывает, что строительство Мишкана завершилось 25 кислев. Моше считал, что Мишкан следует освятить немедленно. Но Всевышний сказал: «Мишкан не будет освящен до наступления месяца нисан«, месяца, в который родился Ицхак.
Мидраш продолжает: поскольку месяц кислев (в который закончилось строительство) был обойден и лишен почтения, несмотря на то он был месяцем завершения строительства Мишкана, для восстановления справедливости кислев был избран месяцем праздника Ханука, который начинается вечером в день 25 кислев.
При этом Рамо все-таки пишет, что, если в дни Хануки делают трапезы, дабы прославить чудо, воспевая Творца и благодаря Его, то в таких трапезах также есть исполнение заповеди.