ВОПРОС:
Я слышал, что есть определенные вещи, после которых следует омыть руки, а если не омоешь, сойдешь с ума.
Так ли это? И, если да, о каких вещах идет речь?
ОТВЕТ РАВВИНА:
Действительно, в Шульхан Арухе упоминается ряд вещей, после которых над человеком, который их сделал, властвует дух нечистоты, и поэтому, чтобы его устранить, следует сделать нетилат ядаим (ритуальное омовение рук).
Вот когда нужно омыть руки, чтобы устранить дух нечистоты: после сна (речь идет о сне, который продолжался полчаса и более), выйдя из туалета или из бани, после стрижки ногтей, волос и после бритья, выйдя из помещения, где находится покойник, или вернувшись с кладбища.
Поскольку после этих вещей над человеком властвует дух нечистоты, стоит сделать после них нетилат ядаим как можно быстрей. В Шульхан Арухе сказано, что, если человек после этих вещей не сделал нетилат ядаим, то, если он мудрец Торы, он забудет выученный материал, а, если он неуч, то он сойдет с ума. Мишна Брура объясняет, что «сойдет с ума» имеется в виду, что он не будет в состоянии разумно вести себя, что, в свою очередь, приведет его, не дай Б-г, к греху.
Омывать руки следует из какого-либо сосуда. Мишна Брура пишет, что после сна нужно омыть руки трижды (каждую руку по очереди – правую, левую, правую, левую и снова правую, левую), а после всех остальных вещей – достаточно один раз. При этом он добавляет, что есть поским (законодатели), которые считают, что также нужно омыть руки трижды: после интимной близости, выйдя из помещения, где находится покойник, и вернувшись с кладбища.
Выйдя с кладбища, стоит омыть также лицо. Согласно обычаю, тому, кто был на кладбище, запрещено заходить в какое-либо помещение до того, как он омыл руки.