Перейти к предисловию
Рамхаль начинает свою книгу «Месилат Йешарим» («Путь праведных») следующими словами: «Основа праведности и корень беспорочного служения Творцу…».
Как мы видим, Рамхаль использует два понятия «основа» и «корень». Рав Деслер в книге «Михтав ме-Элияу» пишет: каждый дом нуждается в фундаменте. Фундамент дает дому возможность быть крепким и прочным, и, чем выше дом, тем важнее, чтобы фундамент был более крепким.
Подобная функция есть и у корней деревьев: они держат дерево и дают ему возможность быть прочным и непоколебимым. Наши мудрецы в трактате Пиркей Авот (3, 17) говорят, что дерево с крепкими корнями не смогут повалить никакие ветры, а дерево со слабыми корнями сможет повалить даже слабый ветер.
Однако у корней есть дополнительная функция: они дают дереву возможность расти и развиваться ввысь и вширь.
«Месилат Ешарим» обучает еврея, как, продвигаясь шаг за шагом, достичь высочайших духовных вершин, построить духовный небоскреб. Как мы видим из аналогии с деревьями, важно, чтобы у этого духовного небоскреба был прочный фундамент. Кроме того, мы видим, что корни дают возможность постоянно расти и развиваться.
Так что же является духовными корнями и духовным фундаментом?
Этим фундаментом и этими корнями является необходимость для человека прояснить для себя, в чем заключается его обязанность в этом мире: «Чтобы прояснилось и несомненно выяснилось у человека, каков его долг в этом мире».
Эти слова проясним с Б-жьей помощью в следующей статье.