В Хануку мы вспоминаем чудо природы
С еврейскими праздниками связано множество интересных обычаев, смысл некоторых довольно прост и очевиден. Например, в Хануку едят латкес (картофельные блинчики, драники) и пончики, жаренные в масле — таким образом, мы вспоминаем происшедшее чудо с оливковым маслом, которое длилось восемь дней.
Не совсем понятно значение дрейдла — четырёхгранного волчка, на каждой грани которого размещено по букве еврейского алфавита. Некоторые предполагают, что дрейдл изобрели во времена сирийско-греческих указов, которые были направлены на уничтожение еврейского народа. Как известно, одним из таких указов был запрет на изучение Торы. Несмотря ни на что, евреи бесстрашно продолжали преподавать и изучать Тору втайне. При появлении греческого солдата, они прятали свои книги, доставали игрушки и делали вид, что играли с детьми.
Давайте рассмотрим более глубокую интерпретацию дрейдла
Во времена Второго Храма еврейские отряды решительно сражалась с великой греческой армией, чудесным образом её превозмогли и восстановили свободу религиозного вероисповедания. Хотя война продолжалась на протяжении нескольких лет, 25 числа месяца Кислев евреи очистили Храм и заново зажгли Храмовую Менору. Все кувшины с маслом для возжигания огня Храмового светильника были осквернены греками, и чудесным образом уцелел только один сосуд, скреплённый печатью Первосвященника. Такого количества масла должно было хватить на один день. Но произошло чудо! Менора горела в течение 8 дней, пока не принесли новую, очищенную порцию масла!
Название «Ханука» является сокращением от слов «хану хаф-ѓей», то есть «отдохнули [от врагов] 25 [числа месяца Кислев]». Кажется странным, что название праздника связывают с затишьем, нежели с празднованием окончательной победы. Зачем праздновать окончание какого-то начинания, если оно ещё полностью не завершено?
Давайте пристальнее рассмотрим роль чудес, в целом, и ханукальное чудо, в частности. Мудрецы учат, что нет различия между природным и чудесным; однако, погрязнув в рутине, мы часто не замечаем в обыденном руку Творца. «Природа» — это не что иное, как захватывающая дух красота и абсолютная гармония Б-жьего Творения, которая, к сожалению, в своем большинстве становится обыденностью.
Цель чуда — разрушить стереотип «связи» обыденного сознания с рутиной — состоит в том, чтобы привлечь наше внимание к Б-жьему водительству и управлению всей нашей жизнью и во всех её проявлениях.
Вот почему праздник Ханука отражает затишье в разгар войны. Только тогда у евреев появилась возможность остановиться и рассмотреть, как Б-г оказывал и оказывает Свою помощь во время хитрых сплетений военных действий: вот что оценили евреи в самом эпицентре военных событий.
История помогает нам ответить и на другой вопрос, который часто задают в Хануку. В маленьком сосуде содержалось достаточно масла, чтобы огонь Меноры мог гореть один день. Из этого мы делаем вывод, что реально чудо длилось семь дней, а не восемь. Тогда почему Хануку празднуют восемь дней?
Ответ мы находим в том же, сформулированном нами принципе. Мы считаем само собой разумеющимся, что масло поддерживает горение, в отличие, например, от яблочного сока. Но почему так ДОЛЖНО быть? Почему сок одного плода поддерживает горение, а другого — гасит?
Мы настолько привыкли к обыденности, что не способны увидеть всю загадочность и притягательность природы, скрытой и не замечаемой нами в обычной жизни. Дополнительный день празднования Хануки побуждает нас увидеть длань Господню не как само собой разумеющееся явление, а как истинное чудо.
А теперь вновь вернёмся к дрейдлу. На его гранях начертаны буквы нун, гимель, ѓей и шин, представляющие собой аббревиатуру знаменитого выражения «чудо великое было там».
Пока вращается дрейдл, буквы сливаются в движении и отчётливо не видны, представляя взору лишь смешение цветов. Лишь когда дрейдл останавливается, можно различить ясное начертание букв на каждой грани. Дрейдл символизирует наше поведение, — людей, погружённых в умопомрачительную сутолоку повседневной жизни, где трудно, а порой невозможно, увидеть чудеса, происходящие вокруг нас.
Только в то мгновение, когда мы останавливаемся, чтобы задуматься над смыслом жизни, нашим глазам открывается чудо, и мы видим чудесное, небывалое, сверхъестественное — то есть то, что происходило здесь, на этом месте, во всякое другое время.
Чудеса совершаются каждый день — их нужно только уметь увидеть!