Мы все знаем, насколько большую важность играют в жизни человека его качества характера. Почему же, если так, качества характера не являются частью заповедей? Почему в Торе не сказано, к примеру: «Не гневайся!», «Не возгордись!», «Будь добр!» и т.п.?
Ответ на этот вопрос мы сможем получить, когда обратимся к словам рава Хаима Виталя в книге «Шаарей Кдуша» (2-ая часть): «Качества заложены в низменной душе человека, называемой базисной… С этой душой связаны добрые и дурные качества, и они – трон, фундамент и основа для возвышенной разумной души, зависящей от исполнения шестисот тринадцати заповедей Торы… Поэтому эти качества не являются частью заповедей, но они – важнейшие предпосылки исполнения или неисполнения заповедей, ведь разумная душа может исполнить их с помощью органов тела только посредством базисной души, непосредственно связанной с телом».
По этой причине черты характера считаются «одеждой для души». Подобно одежде, без которой человек не может обходиться, без правильных качеств характера «разумная душа» не сможет делать хорошие дела.
Основываясь на этом, рав Хаим Виталь объясняет, почему мы находим в словах наших мудрецов настолько суровый подход к дурным качествам, часто даже более строгий, чем к заповедям. Так, к примеру, наши мудрецы приравнивают гнев к идолопоклонству, которое является самым серьезным грехом, а относительно гордыни наши мудрецы говорят (Сота 4б-5а): «Тот, кто заносчив, как будто отрицает основы веры».
С другой стороны, отмечает рав Виталь, мы находим в словах мудрецов восхваления хороших черт характера. Так, например, сказали наши мудрецы, что скромность и смирение приводят человека к Духу святости, а пророк Элияу сказал («Кала Рабати», конец пятой части): «Тора объясняется только тому, в ком нет непримиримости [кто скромен и смирен], и я открываюсь только такому человеку, в ком нет непримиримости». Также сказали мудрецы (Санедрин, 88 б): «Кто наследует будущий мир? Тот, чьи колена преклонены [то есть тот, кто не гордец]». Заключает рав Хаим Виталь: «Держи эти слова перед глазами, и ты несомненно достигнешь успеха на своем пути».
Пишет рав Хаим Виталь:
«Именно в силу своей фундаментальности они (качества) не включены в шестьсот тринадцать заповедей, связанных с разумной душой».