Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Почему мой герой — рабби Акива?

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

10 уроков жизни от одного из самых известных еврейских мудрецов.

Как известно, период дней отсчета омера, который продолжается 7 недель, начиная со второго дня Песаха и заканчивая кануном праздника Шавуот, время нашего национального траура. Талмуд1 рассказывает, с чем это связано. Рабби Акива, один из величайших знатоков Торы и Мишны, в течение первых 32 дней омера потерял 24 тысячи своих учеников, они погибли от эпидемии. Можно сказать, после этого бедствия мир остался духовно опустошенным, ведь все его ученики были также и учителями. И только когда рабби воспитал пятерых новых учеников, сумевших восстановить Тору во всей ее красе, еврейский народ вновь широко озарился ее святостью.

Жизнь рабби Акивы — это захватывающая история вдохновенного духовного служения человека простого происхождения, который упорно преодолевал все трудности, встречавшиеся на пути, ради того, чтобы достичь великих познаний в Торе. В этой статье я хотел бы в общих чертах обрисовать некоторые из основных моментов его жизни, чтобы наглядно продемонстрировать, почему, как я чувствую, он служит примером для подражания для каждого из нас.

1. Скромность и чувство равенства

С юных лет рабби Акива был пастухом, впервые он пришел в школу, когда стал уже зрелым человеком. Не мог он похвастаться и вызывающей уважение еврейской родословной2 — его родители приняли иудаизм, были простыми герами. Достигнув величия в зрелые годы, рабби никогда не забывал, кем он раньше был и с чего начинал свой путь. А любимым его принципом было «Возлюби ближнего своего, как самого себя».3 Богатые или бедные, простые или ученые, высокие или низкие, сильные или слабые, — все мы дети Всевышнего. А Бог и Его Тора имеют отношение не только к тем, кто мудр или благороден — мы все драгоценны для своего Создателя.

2. Не упускать вдохновение

Мидраш4 описывает поворотный момент в жизни рабби Акивы. Однажды, в возрасте 40 лет, будучи пастухом, он проходил со своим стадом мимо колодца, подошел к нему напиться и обратил внимание на каменную плиту с аккуратно выдолбленным в ней желобом. Он спросил у местных пастухов, кто так искусно сделал этот желоб в камне, на что ему ответили, что это произошло естественным образом, постепенно, благодаря тому, что в течение долгого времени изо дня в день в одно и то же место капала вода, так что, в конце концов, она создала такое отверстие (прямо как в пословице «вода камень точит»).

Такой ответ заставил Акиву задуматься: если уж такое нежное вещество, как вода, может, пусть медленно и настойчиво, но настолько искусно точить камень, то уж тем более Тора с ее мощью постепенно проложит дорогу в его сердце.

С этими мыслями он сразу же отправился учиться.

Вначале в школе постигал простые знания наравне с детьми, а потом, научившись грамоте, стал изучать Тору – и делал это 24 года практически непрерывно, если не считать один единственный случай.

Много раз за свою жизнь мы испытываем воодушевление, нас вдохновляют какие-то слова или события. Мы чувствуем, что услышали их или узнали что-то неслучайно — таким образом Бог передал нам Свое послание.

И все же зачастую вдохновение уходит, прежде чем мы что-то с ним сделаем: жизнь продолжается, а возможность преобразить ее, к сожалению, остается упущенной. Но в случае с рабби Акивой все было не так. Благодаря вроде бы простой вещи он вдруг ощутил особенный импульс, как если бы прочитал божественное послание, — и тут же изменил свою жизнь.

3. Не обращать внимания на насмешки и неприятные реакции других людей

Когда Акива решил учиться, он не взял себе частного учителя и не присоединился к урокам для других взрослых. И уж тем более у него не было возможности воспользоваться анонимным онлайн-курсом. Мидраш описывает, как, перешагнув уже четвертый десяток, он вместе со своим маленьким сыном отправился в хедер, чтобы научиться грамоте.

Дети поначалу хихикали, глядя на него, уже немолодого, как не просто дается ему то, что делают они, но, не придавая этому значения, Акива усердно учился, и в этом проявилось его смирение.

Он не испытывал неловкости перед окружающими, не беспокоился о своем достоинстве. Просто поставил перед собой цель — и с головой окунулся в работу.

4. Достигать успеха, невзирая на трудности

Секрет успеха рабби Акивы заключался не в том, что у него был высочайший интеллект, который изначально просто не был задействован, пока тот работал пастухом. Нет, ему пришлось очень много и очень упорно трудиться, чтобы стать тем, кем впоследствии его узнал весь мир.

В Талмуде5 описывается встреча рабби Акивы с неким выдающимся ученым: между ними должны были состояться дебаты по одному щекотливому вопросу еврейского закона. Второй ученый был человеком с неистовым характером, но он обладал невероятными знаниями. Никто не мог одолеть его в споре, даже рабби Акива, который к тому времени уже стал признанным лидером своего поколения.

После того, как и рабби Акива не смог убедить своего оппонента, тот не удержался от ехидных замечаний в адрес ведущего еврейского ученого своего времени. Но, как продолжает Талмуд, рабби Акиву это нисколько не смутило: он все еще сознавал себя пастухом, ставшим ученым. У него не было ни малейшего самомнения.

5. Задавать вопросы

Несмотря на довольно поздний старт, а скорее, благодаря ему, рабби Акива имел явное преимущество перед своими коллегами. В отличие от тех, кто начал изучение Торы с раннего возраста, он пришел к иудаизму более чем осознанно и смотрел на Тору взглядом зрелого человека, испытывающего настоящую любовь. Ничто не воспринималось им как должное и не рассматривалось как «ну, вот так сложилось», был абсолютно важен и дорог каждый нюанс, для него не было в Торе мелочей.

Рабби Акива тщательно исследовал каждый аспект иудаизма – и открывал новые истины там, куда другие даже не пытались заглянуть.

Это он задает одни из самых глубоких вопросов, связанных с жизнью человека. В Пиркей Авот6 мы читаем его слова о противоречии между свободой выбора и тем, что Бог знает будущее наперед. Если Бог уже знает, что я буду делать завтра, то действительно ли у меня есть свобода в принятии решений?.. А в другом месте7 он рассуждает о том, как Всевышний управляет миром и судит его.

Мидраш8 описывает рабби Акиву как настойчивого ученика, не оставляющего ни одного вопроса неисследованным и необъясненным. Один из коллег охарактеризовал его такими словами: «То, что скрыто от людей, рабби Акива вынес на свет».

6. Ценить жену

Уникальный прорыв рабби Акивы был во многом связан с его преданной женой по имени Рахель. Именно она поверила в его потенциал и помогла ему раскрыться.

Как-то Акива служил пастухом у одного из самых богатых людей своего времени, Калбы Савуа, и дочь богача, Рахель, полюбила скромного пастуха, посчитав его честным и чистым человеком. Она сама сделала ему предложение: при условии, что тот начнет изучать Тору, она выйдет за него замуж. Акива согласился, и они тайно поженились. Узнав о произошедшем, Калба до такой степени возмутился, что отрекся от дочери, поэтому пара жила в условиях крайней нищеты9, почитая за счастье постель из соломы.

Если бы не Рахель, без сомнения, Акива так и остался бы обычным пастухом с очень скромными перспективами. Но она поверила в него. Рахель добровольно отказалась от стабильной богатой жизни, чтобы создать для Акивы дом, потому что знала: он может стать великим мудрецом. Любящее сердце благочестивой еврейской девушки может быть очень прозорливо! И у нее хватило веры и терпения, чтобы в конце концов увидеть, как это произойдет.

А когда Акива уже был готов начать свой новый путь, она настояла, чтобы он учился в достойном месте, хотя ради этого ему надо было уйти из дома и жить вдали от него и от жены в течение 12 лет…

И это только половина истории. Талмуд10 рассказывает, что после 12 лет самозабвенной учебы рабби Акива приобрел глубокие знания и немалый авторитет. Тогда он наконец решил отправиться домой и, уже фактически стоя на пороге своего дома, вдруг невольно услышал разговор, который происходил внутри.

Пожилая соседка спросила его жену Рахель:

— Сколько ты уже живешь вдовой при живом муже?

А та ответила:

— Если бы он только мог услышать меня, я бы попросила его остаться в ешиве еще на 12 лет!

Получив от нее такое удивительное наставление, рабби Акива, так и не войдя в дом, вернулся в ешиву и учился еще 12 лет.

Наконец, спустя 24 года, он направился в родной город. Теперь он был ведущим знатоком Торы своего поколения, и в пути его сопровождали 24 тысячи учеников.

Рахель, все еще одетая в простую, грубую одежду, вышла вместе с другими горожанами поприветствовать великого мудреца. А увидев в нем любимого мужа, она бросилась к его ногам.

Со стороны это выглядело довольно странно — какая-то бедная пожилая женщина падает на землю перед великим раввином, окруженным толпой преданных учеников. Они хотели было оттолкнуть ее, но рабби Акива остановил их, произнеся фразу, которая с той поры стала знаменитой:

— Оставьте ее! Все, что у меня есть и все, что есть у вас, принадлежит ей.

7. Никогда не забывать о том, кем был раньше

Рабби Акива так и жил этим принципом. К концу жизни он был признанным духовным лидером мирового еврейства и приобрел немалое достояние. Все почитали его, восхищались им. Его мнение учитывали по всем вопросам еврейского закона. При этом он никогда не забывал о своих корнях и все еще ощущал себя одним из толпы. Уж он-то прекрасно знал, каково это быть бедным, необразованным и не достигшим никаких высот.

Рабби Акива высоко поднял идею любви к ближнему и старался привить ее всем своим ученикам.11 В Пиркей Авот12 мы читаем его слова: «Любим [Богом] человек, потому что он был создан по образу и подобию [Бога]» и «Любимы [сыны] Израиля, потому что названы они детьми Господа».

Всевышний любит каждое свое творение.

При этом рабби Акива не забывал о том, что когда-то сам испытывал неприятные чувства к знатокам Торы.13 Он знал, каково это быть грубым и невежественным, помнил те негодование и ненависть, которые представители низших классов невольно испытывали к тем, кто живет совсем другой жизнью. Став большим мудрецом, он излучал любовь и был терпелив со всеми – потому из собственного опыта знал, как трудно простолюдину перерасти такое мышление.

8. Не отчаиваться

Как уже говорилось, Талмуд14 рассказывает о гибели 24 тысяч учеников рабби Акивы. И, как там же сказано, еврейский мир без них почти что опустел. Эта трагедия была огромной не только в физическом плане, ведь столько семей потеряли своих сыновей, отцов, мужей и братьев, но и в духовном — утрата для мира Торы была слишком велика.

А еще, в сущности, рабби Акива стал свидетелем того, как вместе с его учениками погибло дело его жизни. Долгие годы обучения тех, кто затем сам стал учить других и понес свет Торы в мир, были как бы потеряны. Великий мудрец словно вернулся в исходную точку своего наставнического пути, ведь суть учительства – она в учениках, продолжающих, развивающих то, то в них заложено.

Я думаю, если в этом мире кто-то когда-то и был, достойный прощения за то, что провел оставшиеся годы жизни в отчаянии и жалея себя, то это, видимо, мог бы быть рабби Акива.

Казалось бы, ну разве такая колоссальная драма не была максимально ясным знаком с Небес, что Всевышнему не интересны и не дороги его старания и что его драгоценному наследию просто не суждено остаться на следующие поколения? Как после такого исптания человек мог не впасть в паралич сомнений и страданий?!

Но нет, это не о рабби Акиве. Он взял себя в руки и начал все сначала. Талмуд рассказывает, как мудрец отобрал 5 новых учеников — и эти пятеро по своим уникальным качествам, потенциалу и выдающимся способностям сумели заменить для мира все 24 тысячи погибших.

Вместо того, чтобы пытаться вновь собрать бесчисленное количество учеников, он сосредоточился на пяти драгоценных душах, которые вернули Торе ее былую славу.

Я думаю, до конца своей жизни рабби Акива ощущал боль той утраты. Как уже говорилось, его путь познания мира заключался в том, чтобы осмыслить самые трудные жизненные вопросы. И, хотя он оказался не в силах объяснить причину такого бедствия, все же встать поперек пути его жизненной миссии он этому факту не позволил.

В жизни у каждого из нас в какой-то момент возникают вопросы, на которые мы не можем найти ответ. Даже имея колоссальный жизненный опыт и пытливый ум, рабби Акива не стал исключением. Однако вопросы и сомнения его не остановили. Он продолжил свой путь вперед, ставя новые цели, не сдаваясь, что бы ни происходило, и в выстоял до конца.

9. Видеть доброе

Оглядываясь на свою непростую жизнь, рабби Акива видел не одно за другим тяжелые испытания, а бесконечное благо Всевышнего во всем, что с ним происходило — не только в том, что было связано с его личной жизнью, но и во всех глобальных событиях мира. Недаром он прославился высказыванием: «Все, что делает Бог — к лучшему».

Благодаря Талмуду15 мы узнаем, как однажды рабби отправился в путь, взяв с собой, кроме пищи и Торы, фонарь, петуха и осла. Когда стемнело, он как раз подходил к маленькой деревне и в поисках ночлега решил обратиться к местным жителям. Но случилось так, что никто не захотел принять гостя.

Рабби Акива, как и было свойственно ему, не опечалился: он всегда помнил о том, что деяния Всевышнего рано или поздно приводят к благому исходу. Так что он устроил себе ночлег на опушке леса, неподалёку от деревни, и сел учиться. Но вот ветер задул его фонарь, а позже дикие звери расправились с петухом и ослом. И даже в такой ситуации рабби Акива воспринял происходящее спокойно. В какой-то момент усталость взяла свое, и он заснул.

А утром обнаружилось, что ночью эту деревню разграбили разбойники. Мало того, они взяли жителей в плен. Сразу многое стало ясно: свет фонаря и звуки животных могли бы выдать его разбойникам, а уж тогда он оказался бы обречен.

Талмуд16 рассказывает о рабби Акиве и другую историю. Как-то великий мудрец Торы и несколько его друзей проходили мимо развалин Иерусалимского Храма, и они увидели, как из руин Святая Святых выбежала лиса. При виде этого мудрецы не смогли сдержать горьких слез, а рабби Акива радостно рассмеялся. В ответ на удивленные вопросы своих спутников он объяснил:

— У нас есть пророчества  Урии и Захарии. Урия предсказал: «Сион будет вспахан, как поле».17 А пророчество Захарии гласит: «Снова будут сидеть старики и старухи на улицах Иерусалима.., и улицы города наполнятся мальчиками и девочками, играющими на его площадях».18 Пока предсказание Урии не исполнилось буквально, я думал, сбудется ли пророчество Захарии. Но теперь, когда мы видим, что слова Урии воплотились, очевидно, что исполнится и пророчество Захарии.

Рабби Акива был свидетелем ужасных событий, но никогда не терял надежды. То, что повергало других в отчаяние, наполняло его неугасимой надеждой, потому что он никогда не терял веру в лучшее.

Все, что происходит в этом мире — и хорошее, и плохое, — исходит от Творца, чья безграничная любовь к нам неоспорима. И хотя перипетии жизни нам не всегда понятны, мы должны набираться терпения и ждать. В конце концов, как говорят наши мудрецы, «Темней всего ночь перед рассветом».

10. Умереть как герой

Казалось, можно было бы надеяться, что, прожив такую непростую, самоотверженную и наполненную Торой жизнь, рабби Акива и его жена Рахель в какой-то момент обретут покой и благополучие и будут жить спокойно и счастливо. Но увы.

Рахель ушла из этого мира гораздо раньше своего супруга и, хотя он женился после этого еще раз, именно историю любви рабби Акивы и Рахель наш народ рассказывает из уст в уста.

Талмуд19 описывает и страшную гибель великого мудреца. Римляне заключили его в тюрьму и судили за «преступление» — публичное преподавание Торы. Он был признан виновным и приговорен к жестокой казни. Палачи железными гребнями сдирали с него, живого, кожу, пока душа рабби не оставила истерзанное тело. Поразительно, но со стороны можно было решить, что рабби Акива не чувствует боли – он самозабвенно осмыслял молитву «Шма, Исраэль» — «Слушай, Израиль».

В какой-то момент его ученики, глубоко потрясенные, не выдержали и спросили:

— Учитель наш, неужели даже сейчас ты не теряешь веру?!

Он ответил:

— «Шма» учит нас любить Бога всей душой,20 что, как я понимаю, означает: даже если будут забирать твою душу. Всю свою жизнь я мучился над этим стихом: действительно бы я любил Бога даже тогда, когда меня лишали бы жизни? И теперь я имею возможность это испытать.

И когда рабби произнес слова молитвы «Господь Един», его душа покинула этот мир.

Рабби Акива — один из десяти мучеников, убитых римлянами. Эти десять великих знатоков Торы были убиты вскоре после разрушения Второго Храма. О большинстве других мудрецов, несмотря на их величие, вы, возможно, даже не слышали, если сами не являетесь знатоками Талмуда. Но о рабби Акиве знают все — даже те, кто еще только начинает знакомиться с иудаизмом.

Он был одним из таких, как большинство из нас: его история — наша история, его жизнь — наша жизнь. Он начинал свои дни очень просто и скромно, а стал тем, на кого могли бы быть похожи и мы, если бы только не жалели усилий для развития своего духовного потенциала.

Да будет память о праведнике благословлена!

Сноски

  1. Талмуд, Йевамот, 62б.
  2. Брахот, 27б.
  3. Ваикра, 19:18.
  4. Авот де-рабби Натан, 6:2.
  5. Йевамот, 16а.
  6. Пиркей Авот, 3:19.
  7. Там же, 3:20.
  8. Авот де-рабби Натан, 6:2.
  9. Талмуд, Ктубот, 62б.
  10. Ктубот, 62-3.
  11. Сифра, 4:12.
  12. Пиркей Авот, 3:18.
  13. Талмуд, Псахим, 49б.
  14. Йевамот, 62б.
  15. Брахот, 60б.
  16. Макот, 24б.
  17. Миха, 3:12.
  18. Захарья, 8:4-5.
  19. Брахот, 61б.
  20. Дварим, 6:5.

Источник

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому