Эту статью записала Оделия Лозовая.
Наболевший вопрос
Довольно часто я слышу от разных людей один и тот же вопрос: почему бывает, что люди, изучающие Тору, ведут себя некрасиво, неподобающе?
Страшный грех
Прежде всего хочу подчеркнуть, что, несомненно, своим поведением такие люди (слава Богу, их мало) совершают ужасный грех — оскверняют Имя Всевышнего. А тот, кто встаёт на путь Торы, должен быть ответственным и осторожным в своих словах и поступках, всегда обдумывать, как быть, чтобы не дай Бог не совершить Хилуль Ашем. Как сказано в Гемаре: «Да не будет человек изучать Тору и при этом вести себя неподобающе, ведь такой пример отдаляет других от Торы».
И все же нам нужно понять: как получается, что некоторые, хотя изучают святую Тору, поступают нехорошо?
В чём проблема, в пособии или в учениках?
Допустим, вышло методическое пособие, самоучитель игры на фортепиано, автор которого обещает ученикам возможность с помощью него успешно овладеть навыком игры. И действительно, из тех, кто начинал по данной методике, в конце концов вышло немало хороших пианистов. Однако были и такие, кого пособие не удовлетворило, и они даже решили подать иск в суд, утверждая, что потратили деньги и время впустую.
Photo by StockSnap on Pixabay
На суде адвокат ответчика попросил недовольных продемонстрировать свою игру на фортепиано. И выяснилось, что все они пренебрегали самыми базовыми советами. Убедившись в этом, адвокат справедливо заявил, что учебное пособие — не исторический роман, поэтому простое чтение, без надлежащей практики, не приведет к успеху.
Он также привел отзывы большого числа учеников, которые смогли добиться многого, следуя всем советам этого издания. Свидетелями со стороны ответчика были приглашены уже известные пианисты, которые объясняли, в чём важное преимущество данной методики. «Успех учеников, следовавших всем советам, — утверждал адвокат, — является неопровержимым доказательством того, что это чудесное пособие, и проблема не в нём, а в тех, кто пренебрегал советами, считая их необязательными».
Что-то подобное происходит и с изучающими Тору — есть такие, кто пренебрегает ее основами, оценивая заповеди и многовековой опыт их исполнения на свой лад, и по собственному усмотрению решая, что главное, а чем можно пренебречь. Но если люди тщательно следуют заповедям, без пренебрежения к тому, что им кажется «мелкими деталями», они действительно скромны, добры и отзывчивы. Про таких сказано в Талмуде: «Счастлив учитель, который его обучал! Как велика Тора, которая привела человека к таким духовным высотам!»
Хазон Иш и корреспондент
Как-то израильский журналист получил задание взять интервью у самого Хазон Иша, одного из выдающихся законоучителей 20 века. Корреспондент с раввином договорились встретиться в городе и вместе прогуляться до места интервью, чтобы поближе познакомиться по пути. Но сложилось так, что каждого задержали свои дела, поэтому до нужного места, где можно было сесть и как следует записать интервью, пришлось добираться в спешке. В какой-то момент Хазон Иш резко и без видимой причины замедлил шаг. Журналист поинтересовался: «Что-то случилось?» И услышал в ответ: «Перед нами идет хромой человек. Если обгоним его, покажем своё превосходство и, возможно, этим причиним ему боль».
Хазон Иш
Хазон Иш, как и все другие великие раввины, всегда в первую очередь думал о чувствах и нуждах других людей, не пренебрегая этим, не считая, что, если он выдающийся человек, его интересы важней или превыше всего. В одном из его писем мы читаем: «Я чувствую большую обязанность остерегаться, как бы не причинить людям какую-то неприятность даже на одну секунду» («Сборник писем», 1:33).
Читая это, сразу понимаешь: вот человек Торы! На примере таких людей, которые соблюдают сказанное в Торе, не усматривая в ней «мелочей» и не пренебрегая «лишними деталями», мы видим её истинное величие. А наблюдая «верующих», которые ведут себя неподобающе, можно сказать, что проблема точно не в Торе, а в них самих.