Натан (ок. 880-790 до н.э.1 ) был выдающимся пророком Израиля во времена правления царей Давида и Шломо. Согласно нашей традиции, Натан прошел обучение в элитной академии мистиков(2) под руководством пророка Шмуэля.(3) И хотя ни одна книга в Танаха не носит его имя, Талмуд рассказывает, что именно пророк Натан завершил написание книги Шмуэля, повествование которой длится еще много лет после его смерти.(4)
Натан упрекает Давида
Впервые мы читаем о Натане в связи с известной историей о начале отношений между царем Давидом и Бат-Шевой. Давид влюбился в свою будущую жену, увидя ее с крыши своего дворца. Тотчас он захотел забрать ее в свой дворец, и, хотя формально на тот момент Бат-Шева была в разводе, царь оказался замешан в довольно некрасивой с моральной точки зрения истории с ее бывшим мужем Урией-хитийцем, чем вызвал гнев со стороны Всесильного.(5)
Натан пришел к царю по велению Бога и начал разговор с притчи. «В одном городе жили два соседа, — рассказал Натан, — один богатый и один бедный. У богача было очень много овец и крупного рогатого скота, а у бедняка — одна только маленькая овечка, которую он сам вырастил. Он заботился о ней, овечка росла вместе с его детьми, ела от его хлеба, пила из его чашки и спала на его груди. Она была ему как дочь.
Однажды к богачу пришел гость. Просто странник, не близкий друг. И хозяин дома, который был слишком скуп, решил, что не хочет ради угощения для такого гостя тратить своих овец или крупный рогатый скот. Вместо этого он решил пойти к соседу-бедняку, забрал его овцу и приготовил кушанье из нее».
Царь Давид очень разгневался на того человека и воскликнул: «Как жив Господь, человек, сделавший это, достоин смерти! А за овечку он заплатить должен вчетверо: за то, что он сделал это, и за то, что поступил без милосердия».(6)
Вынеся свой вердикт по делу, которое представил перед ним пророк Натан, Давид невольно вынес приговор и самому себе, установив определенные границы того, как следует с ним поступить.(7)
Тогда Натан ответил царю: «Ты — тот человек!.. Отчего же пренебрег ты словом Господа, сделав то, что есть зло в глазах Моих: Урию-хитийца убил ты мечом и жену его (Бат-Шеву) взял ты себе в жены; а его убил ты мечом Аммонитян… Я наведу на тебя зло из дома твоего… Я сделаю это перед всем Израилем и при солнце».
Тогда Давид осознал масштабы своего греха и тут же признал свою вину. Он раскаялся и начал молиться, смиренно принимая наказание, о котором поведал ему пророк.8
Таким образом Натан сыграл немаловажную роль в реабилитации Давида в глазах Всевышнего и помог ему «поднять голову» после этого греха. Получив от пророка информацию о том, что Бог его простил, Давид отметил: «Вместо того, чтобы казнить меня, отрубив мне голову, ты поднял ее».(9)
Пророчество о строительстве Храма
Когда после того, как царь Давид победил многочисленных врагов евреев в череде серьезных войн за землю Израиля, наконец воцарился долгожданный мир. Теперь настало время задуматься о следующем этапе. И Давид обратился к Натану за советом в отношении строительства дома для Бога — Святого Храма. Но несмотря на первоначальное одобрение того плана, Натан произнес пророчество о том, что царь Давид не имеет права возводить Святилище, которое должно стать местом обитания Всевышнего в этом мире. Он сказал,(10) что Давид, меч которого разил врагов еврейского народа и проливал кровь, не сможет построить Храм.(11) Поэтому вместо него строительством займется его сын Шломо (который не будет вести войн), когда сам станет царем Израиля..(12)
Благодаря своему пророческому видению Натан помог спроектировать полный план Храма, каким Всевышний хотел его видеть. По этому поводу сказано в стихе:
«И поставил он (Царь Хизкияу) левитов в доме Господнем с цимбалами, арфами и кинорами, по уставу Давида и Гада, прозорливца царского, и Натана, пророка, так как от Господа (было дано) повеление сие через пророков Его».(13)
Помазание царя Соломона
Когда царь Давид состарился, и годы его правления уже подходили к концу, он сильно заболел, и между потенциальными наследниками началось соревнование за престол. Один из сыновей Давида, Адония, выдвинул свою кандидатуру, и, поскольку его перспективы оценивались многими как вполне реальные, Адония набирал все больше и больше сторонников. В конце концов, даже некоторые царские сановники уже объявили его будущим царем (и это при том, что действующий царь, Давид, не назначал Адонию своим официальным преемником).(14)
Пророки знали, что престол должен унаследовать Шломо, да и царь Давид уже давно поклялся Бат-Шеве, что это будет именно так.(15)
Натан решил поговорить с Бат-Шевой о происходящем и разработал план действий:
«Слышала ли ты, что стал царем Адонияу, сын Хагит, а господин наш Давид не знает (об этом)? И теперь пойди, советовал бы я тебе, спасай жизнь свою и жизнь сына твоего Шломо. Иди, и явись к царю Давиду, и скажешь ему: ведь ты, господин мой царь, клялся рабе твоей, говоря: «Шломо, сын твой, будет царствовать после меня и он сядет на престол мой». Почему же стал царем Адонияу? И вот, когда ты еще будешь говорить там с царем, приду и я вслед за тобою и дополню слова твои».(16)
Когда Давид услышал эту новость, он повторил Бат-Шеве свою клятву: «Как жив Господь, который избавил душу мою от всякой беды, что, как я клялся тебе Господом, Богом Израиля, сказав, что Шломо, сын твой, будет царствовать после меня и он сидеть будет на престоле моем вместо меня, так я и сделаю это сегодня».(17)
И после этих событий Давид начал официальную публичную процедуру передачи престола Шломо, включая помазание на царство, в чем ему помогали пророк Натан, первосвященник Цадок, главнокомандующий царской армии Бнаяу бен Йеояда и многие другие приближенные царя, которые всегда оставались на его стороне, а потому не примкнули к лагерю Адонии.(18)
Натан продолжал оставаться одним из ближайших приближенных царя и при правлении Шломо. Мидраш учит, что рядом с троном царя Шломо находилось два почетных места: одно для провидца Гада, а другое для пророка Натана.(19)
Сноски
- См. Шалшелет ха-Кабала, стр. 98б, цит. в Седер ха-Дорот, 2935, где сказано, что продолжительность жизни Натана была 94 года.
- См. Шмуэль I, 10:5, и комментарий Радак на этот стих.
- См. р. Йеуда ха-Леви Лифшиц, Дор Йешарим (Пиотрков, 1908), т. II, стр. 10.
- Бава Батра, 15а.
- Шмуэль II, 12.
- Шмуэль II, 12:5.
- Раби Исраэль Бааль Шем Тов, цит. в Ликутей Мааран, Кама, 113. См. также изложение этого учения Любавическим Ребе в Ликутей Сихот, т. IV, стр. 1208, где эта ситуация понимается как свидетельство трансцендентности Божественной души, принадлежащей еврею. Никакая сила природы или дух не могут установить контроль над судьбой человека, если только он сам не наделил эту силу властью, отказавшись от своего состояния трансцендентности, которое выше естественного порядка.
- Шмуэль II, 12:9-14.
- Песикта д’рав Кахана II, Паршат Ки Тиса, 1. Мидраш Танхума, та же глава, 3.
- Диврей ха-Ямим I, 22:7-8, и комментарий Радак на этот стих.
- Это очень похоже на запрет использования металлических инструментов для придания нужной формы камням, из которых должен быть сделан жертвенник в Храме (Мецудат Давид, Млахим I, 22:8). Радак (там же) добавляет, что еще это связано с тем, что Давид сам спланировал смерть Урии, мужа Бат-Шевы (См. Шмуэль II, 11:15-17). Кроме того, ужасные события в городе первосвященников Нов, где по слову царя Шауля были убиты 85 коэнов, а так же и остальные мирные жители (Шмуэль I, 22:18-19), стало косвенным результатом некоторых действий Давида. В своем плаче по убитым Давид сказал единственному выжившему в этой страшной бойне, Эвьятару: «Знал я в тот день, что там Доэг Эдомеянин, что он наверное донесет Шаулу; я стал причиной (убийства) всех людей дома отца твоего» (Шмуэль I, 22:22). Что касается жертв войны, то в Мидраше (Берешит Раба, 63:8) говорится, что действия Давида были полностью одобрены Сангедрином. См. также Кли Якар (р. Шмуэль Ланиадо, Шмуэль II, 2:7, стр. 133). Яхин у-Воаз Зера Рав, стр. 126. Эзрат Коаним, стр. 48.
- Диврей ха-Ямим I, там же, 9.
- Диврей ха-Ямим II, 29:25.
- См. Млахим I, 1:5-7. Там же, 25.
- Там же, 17, и Абарбанель. См. Радак, Шмуэль II, 12:24, где объясняется, что изначально Бат-Шева отказывалась от идеи снова рожать ребенка от Давида, опасаясь, что над ним будут насмехаться из-за сомнительной истории союза его родителей. Однако Давид заверил ее, что пророк Всевышнего четко сообщил, что первый же сын, который у нее родится, унаследует престол. Комментарий, приписываемый раби Йеуде ха-Хасиду (Пирушей ха-Тора л’раби Йеуда ха-Хасид, афтара главы Хаей Сара, цит. в Хумаш Оцар ха-Ришоним), представляет собой другую версию событий. После рождения Шломо пророк Натан сообщил Давиду, что Шломо станет следующим царем, и это побудило Давида начать искать достаточно квалифицированных учителей и наставников, которые могли бы подготовить Шломо к принятию этой должности. И когда мать принца, Бат-Шева, выразила протест, говоря, что она опасается, что мальчика могут из-за конкуренции убить его старшие братья, такие как Авшалом, Адония и Амнон, Давид поклялся ей, что сделает все для того, чтобы Шломо унаследовал престол. Затем он призвал пророка Натана, первосвященника Цадока и Бнаяу бен Йеояду (главнокомандующего царской армии) для того, чтобы они стали наставниками Шломо в различных областях, а также обеспечил принцу безопасность в виде целого корпуса верных и обученных стражников.
- Млахим I, 1:11-14.
- Млахим I, 1:29-30.
- Млахим I, 1:32-40.
- Мидраш Аба Гурион