Имя — это не просто. Глава Вайехи
В этой недельной главе Яаков благословляет своих сыновей. Перед тем, как уйти в вечный мир, он оставляет своим детям благословение. Благословение – это значит, что он дает каждому из них особое предназначение, которое потом перейдет и на их потомков: «Происходящее с предками – знак для потомков». Об Эфраиме и Менаше сказано так: «И благословил их в тот день, говоря: Тобой будет благословлять Израиль, говоря: «Да сделает тебя Г-сподь, как Эфраим и как Менаше»». Таргум Йонатана бен Узиэля говорит интересную вещь. «И благословил их в тот день, говоря: «Тобой, Йосеф, сын мой, будет благословлять Израиль младенца в день обрезания, говоря: «Да сделает тебя Г-сподь, как Эфраим и как Менаше»». В день обрезания – это значит, что именно при обрезании народ Израиля будет благословлять своих детей словами: «Да сделает тебя Г-сподь, как Эфраим и как Менаше». Какая связь? Почему именно день обрезания?
Я встретил интересный комментарий, который говорит так. На самом деле, и про Авраама сказано: «И будут благословляться тобой все семьи земли». Раши на этот стих объясняет, что тот, кто захочет благословить кого-то, скажет: «Да будешь ты, как Авраам». Буквальный смысл очевиден. Что значит — «Будь как Авраам»? Это значит: каждый желает, чтобы у него был такой сын, как Авраам. Однако есть и чуть более глубокое понимание. Вс-вышний как бы вложил некую сверхъестественную действенность, нечто исключительное в имени Авраам, так что, упоминая имя Авраама, можно взять, перенести благословение с Авраама на того, кого благословляют. Это и значит «И будут благословляться тобой все семьи земли», «Будь как Авраам». Это означает, что когда мы упоминаем имя Авраам, в этом есть некая сверхъестественная сила, которая переносит благословение на того, кого благословляют.
И Рамбам – интересно, что Рамбам в «Письме Рамбама» пишет о своем сыне, рабейну Аврааме: «Да будет он благословен благословением того, чье имя носит». То есть как будто бы Рамбам благословляет сына именем праотца Авраама, который в свою очередь получил благословение Б-га. Так что благословение Авраама как-то воздействует: оно переходит на того, кого благословляют. Поэтому так же следует понимать и стих о благословении коэнов: «И возложат Мое Имя на сыновей Израиля, и Я благословлю их». Имеется в виду, что само то, что коэны благословляют Именем Б-га, оказывает воздействие на Израиль. Это значит, что теперь возникает новое имя, Имя Б-га на Израиле. Это, в сущности, и есть благословение коэнов: само Имя оказывает воздействие.
Назвать имя – это не так просто. Вы знаете, в Мидраше Танхума сказана интересная вещь — Мидраш Танхума на главу Аазину: «Всегда пусть проверяет человек имена, которыми назовет сына, достойного стать праведником, ибо иногда имя становится причиной хорошего или причиной плохого». Это значит, что существующий в народе Израиля обычай давать детям имена праведников – это не просто так принято, существует на самом деле нечто сверхъестественное, что переходит от праведника к тому, кто родился. И поэтому, когда об Эфраиме и Менаше сказано: «И будет названо на них мое имя и имя моих отцов, Авраама и Ицхака», — это означает, что здесь есть некое особое благословение: благословение наших отцов как бы переходит и к ним. Сказанное об Аврааме о том, что имя передает поток благословения тому, кого благословляют, — это и имеется в виду здесь, в этом стихе.
И поэтому в день обрезания, когда ребенку называют имя – как известно, у нас принято давать имя в день обрезания, — есть некий смысл в том, чтобы благословить ребенка: «Да сделает тебя Г-сподь, как Эфраим и как Менаше!». Хотя мы и не называем его этим именем, все же есть нечто, что мы хотим перенести на него с этих имен – Эфраим и Менаше.
Большое спасибо! Шаббат шалом!