Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Рав Шломо Вольбе

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Раби Шломо бар Моше Вольбе (5674-5765 /1914-2005/ гг.) – выдающийся наставник движения Мусар.

Детство и юношество

Родился 24 сивана 5674 /1914/ года в г. Берлине, столице Германии.

День его рождения совпал с датой рождения выдающегося мудреца р. Шимшона Гирша, основателя движения Тора им дерех эрец (Тора в сочетании с мирскими делами), – и впоследствии р. Вольбе считал это совпадение символическим (Игрот ухтавим с. 14).

Учился в общеобразовательной школе, а в вечерние часы изучал Тору с одним из берлинских раввинов. В 5690 /1930/ году шестнадцатилетний юноша написал по-немецки свою первую книгу на темы Торы (позднее, во время пребывания в Швеции, он перевел ее на шведский язык и издал). Увлекался также гуманистической философией – античной и западноевропейской.

В 5692 /1932/ году занимался в ешиве г. Франкфурта на Майне, основанной учениками р. Ш. Гирша. В 5693 /1933/ году продолжил обучение в Швейцарии, в ешиве г. Монтрё.

В ешиве Мир

Летом 5694 /1934/ года поступил в ешиву польского городка Мир.

Первоначально атмосфера этой ешивы, резко отличающейся от европеизированного облика немецких и швейцарских ешив, настолько оттолкнула его, что ему показалось: еще чуть-чуть – и он «станет апикойресом» (Авней Шломо).

Но затем, под влиянием встречи с машгиахом ешивы р. Йерухамом Лейвовичем и с его учениками, произошел резкий духовный переворот. «Я увидел там людей невероятного масштаба и цельности: глубина мысли, совершенство качеств характера, чудесные поступки, забота о ближних и обо всей общине Израиля, – вспоминал р. Вольбе. – Прежде я даже не представлял, что люди способны достигать подобного совершенства».

День своего первого знакомства с р. Йерухамом р. Вольбе считал своим «подлинным днем рождения». Много лет спустя, когда его спрашивали, почему он не придерживается обычаев евреев-выходцев из Германии, р. Вольбе пояснял: «Я родился в Польше, в городе Мир, – вот место, где я на самом деле родился» (Игрот ухтавим с. 16).

В течение двух лет был одним из ближайших учеников р. Лейвовича – до смерти того, последовавшей 18 сивана 5696 /1936/ года. «Два года после смерти машгиаха, – вспоминал р. Вольбе, – мы ходили с опущенной головой». И до конца своих дней он говорил о последней болезни машгиаха с такой болью и скрбью, как будто только что завершились семь дней траура (там же с. 17).

В Латвии и Швеции

В месяце адар 5698 /1938/ года, в связи с обострением отношений между Польшей и Германией, польские власти выдворили р. Вольбе из страны как гражданина враждебного государства. Несколько месяцев он учился в Латвии, сначала в ешиве г. Риги, а затем получил раввинское посвящение (смиху) в г. Даугавпилсе (Двинске).

В элуле 5698 года обосновался в столице нейтральной Швеции, г. Стокгольме, и основал там Дом Учения и Дом Мусара, где преподавал немногочисленным еврейским эмигрантам из Восточной Европы.

Комитет спасения

С началом второй мировой войны в 5699 /1939/ году принял активное участие в деятельности Ваад аацала (Комитета спасения), созданного американскими евреями для того, чтобы вызволить из пылающей Восточной Европы знатоков Торы – и в первую очередь, преподавателей и учащихся ешив, нашедших временное убежище в г. Вильно (Вильнюсе). В короткий срок ему удалось достать несколько сотен въездных виз на принадлежащий Голландии остров Кюрасао, расположенный в Карибском море, у берегов Латинской Америки. В течение ряда дней он практически не ел и не спал – до тех пор, пока вся работа не была завершена. Эти визы позволили учащимся и преподавателям ешивы Мир получить право на транзитный проезд через Советский Союз и Японию, – а затем ешива обосновалась в китайском городе Шанхае.

В дальнейшем р. Вольбе поддерживал связь между руководителями Ваад аацала и спасенной ешивой, – и именно через него в течение всех лет войны в Шанхай пересылались средства на ее содержание (Игрот ухтавим с. 20).

В 5705 /1945/ году, после завершения войны, р. Вольбе преподавал на семинаре в г. Лидинге, под Стокгольмом, – это учебное заведение было создано для еврейских девочек и девушек, освобожденных союзниками из немецких концентрационных лагерей.

На Святой Земле

В начале хешвана 5707 /1946/ года р. Вольбе совершил восхождение в Землю Израиля. В течение нескольких месяцев он учился в ешиве Ломжа, расположенной в г. Петах-Тикве. Во втором месяце адар 5707 /1947/ года, в возрасте тридцати трех лет, он женился на одной из учениц семинара в Лидинге Ривке Гродженской, дочери р. Авраама Гродженского (см.), знаменитого машгиаха ешивы в Слободке, погибшего в огне Катастрофы.

После свадьбы семья жила в г. Петах-Тикве, где р. Вольбе учился в колеле при ешиве Ломжа.

Беер Яаков

В месяце хешван 5709 /1948/ года, следуя совету р. Авраама-Йешаи Карелица (Хазон Иш), тридцатипятилетний р. Вольбе возглавил ешиву, созданную в поселке Беер Яаков, около Тель-Авива.

На первых шагах в ешиве было всего четыре юноши, а затем в нее была включена группа подростков из Европы, уцелевших в Катастрофе. Деньги, необходимые на содержание ешивы, собрал сам Хазон Иш, обошедший для этой цели дома нескольких богачей (Игрот ухтавим с. 23).

В период становления и роста ешивы Беер Яаков р. Вольбе был очень близок не только к Хазону Ишу, но и к таким духовным лидерам поколения, как р. Ицхак-Зеев Соловейчик (Брискер Рав), знаменитые машгиахи р. Элияу Лупиан, р. Элияу Деслер  и р. Йехезкель Левинштейн, с которым он был знаком еще по ешиве Мир. В 5735 /1975/ году он близко сошелся с р. Ицхаком Гутнером, переехавшим в Землю Израиля из США, и в дальнейшем стал одним из его ближайших учеников.

Книга Алей шур

В 5726 /1966/ году р. Вольбе издал книгу Алей шур (Простирающийся над стеною; см. Берешит 49:22), в основу которой легли уроки мусара, проведенные им в ешиве. В этой книге, вышедшей в свет без указания имени автора, р. Вольбе обобщил этическое учение своих великих учителей.

Наставник баалей тшува

После Шестидневной войны 5727 /1967/ года в Земле Израиля началось широкое движение тшувы (возвращения евреев к Торе), – и р. Вольбе стал одним из духовных лидеров и наставников баалей тшува.

Р. Вольбе утверждал, что на тех, кто верен законам Торы, лежит обязанность возвратить к Б-гу весь еврейский народ. Ведь именно оторванность большинства евреев от Торы является основным препятствием, задерживающим приход Машиаха. В эти годы он совершал многочисленные поездки по стране, выступая в кибуцах и воинских частях, а также перед светскими интеллектуалами. При его активном участии была создана организация Яд леахим, призванная привлекать к изучению Торы юношей и девушек из светских семей.

«Те крупицы истины, которые прежде поддерживали ложь светского государства, сегодня рассеялись, как туман, – говорил р. Вольбе в 5736 /1976/ году. – Справедливость, идеалы, строительство «еврейского дома» – теперь все это отброшено. Осталось лишь чистое отрицание. …А у такого положения нет будущего. Люди чувствуют, что необходимо возвратиться к истине и даже к соблюдению заповедей. …И поэтому существует реальная возможность совершить переворот во всей Земле Израиля. Если бы двадцать знатоков Торы, обладающие даром понимания и даром выражать свои мысли, проехали по всей стране, от Метулы до Эйлата, посещая каждое поселение и каждый кибуц, каждую военную базу и каждую школу – то, обращаясь к сердцам людей, они смогли бы совершить переворот в стране. И это миссия, возложенная на нас и призывающая нас к действию!»

Вспоминая свой печальный опыт первого знакомства с ешивой Мир, р. Вольбе настаивал на том, чтобы человека знакомили с иудаизмом только «чайными ложками» – не требуя и не ожидая, чтобы с первого дня тшувы он соблюдал все законы Торы.

В течение ряда лет р. Вольбе давал уроки в ешиве Двар Йеурушалаим, созданной в 5730 /1970/ году специально для баалей тшува.

В Иерусалиме

В 5742 /1982/ году он переехал в Иерусалим и основал здесь Бейт Мусар (Дом Мусара) – и при нем создал Колель а-рабаним (Колель для раввинов), в котором подготовил целую плеяду выдающихся преподавателей еврейского мировоззрения и этики.

В 5745 /1985/ он стал раввином общины Ханихей а-ешивот (Воспитанники ешив) в иерусалимском районе Гиват Шауль – и возглавлял ее до конца своей жизни.

В 5746 /1986/ году р. Вольбе издал вторую часть книги Алей шур (вновь без указания имени автора). Особое место в этой части книги занимают его Ваадим (Встречи) – стройная и целостная система практической работы по самовоспитанию и духовному совершенствованию. Такая практическая программа не имеет себе аналогов в литературе Мусара.

В 5754 /1994/ году его ученики основали ешиву Гиват Шауль, и р. Вольбе, которому уже исполнилось восемьдесят лет, стал ее духовным руководителем. Одновременно он давал уроки мусара в ведущих ешивах святого города – Коль Тора, Мир и Лейквуд-Йерушалаим.

Последние годы

В последние годы жизни он достиг высочайшего духовного совершенства, и это находило свое выражение даже в повседневном общении. По свидетельству учеников и близких к нему людей, создавалось впечатление, что «у него вообще нет рефлексов»: каждое его слово и каждое движение было осознано и продумано – а не построено, как у большинства, на привычном автоматизме.

Когда один из учеников спросил у него, как добиться совершенства в молитве, р. Вольбе сказал: «Осознавай каждое слово. Осознавай, что ты разговариваешь со Святым, благословен Он, – с Тем, Кто властвует. «Барух!» (Благословен). «Ата!» (Ты), – и так каждое слово». И с подобной же степенью осознания он относился ко всем – большим и малым – явлениям действительности.

В последний период жизни р. Вольбе приобрел статус одного из духовных лидеров поколения – и вместе с тем, сохранил удивительное смирение и скромность. Однажды он присутствовал на похоронах в Бней-Браке, где произносилось множество неумеренных восхвалений в адрес покойного. Услышав произносимые титулы и хвалы, р. Вольбе, по свидетельству сопровождавшего его ученика, «буквально содрогнулся и с глубоким вздохом сказал: «У меня этого не будет». И действительно, в своем завещании он запретил устраивать по нему эспед (надгробные речи), а также прибавлять к его имени такие определения как гаон (гений), цадик (праведник) и им подобные – и даже писать, как принято в подобных случаях, «ЗаЦаЛь» (т.е. «зехер цадик ливраха» – «да будет память о праведнике к благословению»), чтобы не намекать на определение «праведник» даже одной буквой (Игрот ухтавим с. 14, 30).

В месяце хешван 5765 /2004/ года, на девяноста первом году жизни, р. Вольбе тяжело заболел, – и в течение шести месяцев испытывал острые боли, терзающие все тело. «Мы должны учиться из всего, что происходит в жизни, буквально до своего последнего дня, – писал он в одной из своих работ. – И даже когда подступит день смерти, следует не умирать, а учиться, как следует умирать, – таков путь того, кто занимается работой самовоспитания» (Алей шур 2, с. 194).

Р. Шломо Вольбе был призван в Небесную Ешиву 16 нисана 5765 /2005/ года, в хол-амоэд праздника Песах. В похоронной процессии приняли участие десятки тысяч его учеников и последователей.

Его выступления, статьи и письма опубликованы в сборниках Олам айедидут (Мир взаимоприязни), Авней Шломо (Камни Шломо) и Игрот ухтавим (Письма и статьи). Его беседы по еврейской педагогике собраны в книге Зрия увиньян бехинух («Посев» и «строительство» в воспитании).

Среди его учеников были р. Авиэзер Вольфсон, р. Давид Вайс и р. Хаггай Прешл, сыгравшие значительную роль в возвращению к Торе евреев из бывшего Советского Союза.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому