Рабби Шимон бар Цемах Дюран (Рашбац; 5121-5204 /1361-1444/ гг.) – знаменитый законоучитель.
Родился на принадлежащем Испании острове Майорка, куда его семья прибыла из Прованса.
Учился у своего отца р. Цемаха Дюрана, а затем у мудрецов континентальной Испании. Изучал также каббалу, философию и медицину. Вернувшись на Майорку, прославился в качестве врача и целителя.
В 5151 /1391/ году, когда волна погромов прокатилась по всей Испании и только на Майорке было убито пятьдесят тысяч евреев, семья Дюранов переправилась на корабле в Африку и поселилась в Алжире.
Вскоре в г. Алжир прибыл из Испании выдающийся законоучитель р. Ицхак бар Шешет (Риваш), тоже нашедший здесь убежище от преследований. Риваш стал раввином и главой общины Алжира, а р. Дюран – даяном (судьей) в возглавляемом Ривашем суде.
После смерти Риваша, последовавшей в 5168 /1408/ году, р. Дюран сменил его во главе общины. Его законодательные решения пользовались высоким авторитетом – из самых далеких общин диаспоры обращались к нему с алахическими вопросами. Как и Ривашу, ему приходилось рассматривать многочисленные проблемы, связанные с «тайными евреями», которые были насильно крещены, и тем не менее продолжали соблюдать заповеди. Около тысячи респонсов р. Дюрана объединены в сборник Ташбац (Тшувот Шимон бар Цемах – Ответы Шимона бар Цемаха).
Эта книга была впервые напечатана в типографии Амстердама в 5498 /1738 / году. Многие указы и постановления, введенные р. Дюраном, соблюдаются евреями-выходцами из северной Африки до сих пор.
Философские взгляды Рашбаца нашли свое выражение в его трактате Маген Авот (Щит отцов). Он считал, что вера народа Израиля не противоречит выводам философии, но находит в них подтверждение. С большим пиететом он цитирует великих еврейских мыслителей Рамбама и Ральбага, хотя порой и оспаривает их взгляды. Так, сформулированные Рамбамом «Тринадцать принципов веры» были сведены им к трем фундаментальным основам: существует Б-г, Тора дана евреям с Небес, существует воздаяние – награда и наказание. Этот его подход развил р. Йосеф Альбо в книге Сефер Аикарим.
Другой философский трактат Рашбаца, названный Кешет вемаген (Лук и щит), посвящен полемике с христианскими и мусульманскими богословами.
Рашбац умер в г. Алжире в 5204 /1444/ году; во главе общины его сменил сын и ближайший ученик р. Шломо бар Шимон (Рашбаш; ок. 5160-5227 /1400-1467/ гг.).