Иллюзия материального
Это направление мысли, на первый взгляд, является наиболее глубоким из всех, однако оно легко постижимо и совершенно просто.
Часто люди печалятся из-за материальных убытков, потерянного имущества, испорченной дорогой вещи, неудавшейся карьеры, невозвращенного долга, нереализованных стремлений и планов…
Открыто человеку, что всякий материальный объект или явление – всего лишь иллюзия, возникающая при осязании или другом восприятии, доступном человеку. Всякая материя состоит из мельчайших, невидимых глазом атомов, которые в свою очередь состоят из ядра и электронов, вращающихся вокруг него с огромной скоростью. Расстояние между ядром атома и электронным облаком подобно расстоянию между спичечным коробком в центре громадного стадиона и его стенами! Вследствие быстрого движения электронов вокруг ядра создается иллюзия, что весь объём атома наполнен материей, подобно тому, как быстро вращающиеся лопасти вентилятора создают «образ» сплошной поверхности.
Выходит, что видимый материальный мир – это не что иное, как система, состоящая из атомов, «закутанных» в воображаемые «обёртки», которые тесно пригнаны друг другу и создают внешний вид материи. Или, в сущности… иллюзию материи.
У учёных нет ответа на вопрос, что является источником энергии, приводящей в движение электроны. Страшно подумать, что произойдёт, если электроны по какой-то причине прекратят свое движение. В этом случае вся материя, вся окружающая нас природа просто исчезнет! От всей Вселенной при этом останется только малюсенький сгусток материи, размером со спичечный коробок.
Однако Тора говорит нам, что такие опасения беспочвенны. Истинная реальность мира – духовного свойства, а материя – не что иное, как внешняя обертка духовности. Именно она, эта внутренняя духовность, и поддерживает всё творение в соответствии с Б-жественным приказом.
Как милует отец…
Человек, хорошо усвоивший принцип иллюзорности и эфемерности материи, понимает, что вечная реальность может иметь только духовную природу. Ему, как правило, очевиден ответ на часто задаваемый вопрос: если Творец любит свои создания, почему же в мире так много страданий? Почему тысячи человек ежедневно в ужасных страданиях умирают от болезней, голода и мук?
Многим известен ответ каббалистов, объясняющий явление страданий и мук перевоплощением душ. Нет сомнения, что если бы нам показали нацистские орды, жестоко издевавшиеся над евреями, которых затем постигло справедливое возмездие, и мы бы увидели, как они перевоплощаются в других людей и уже в новых воплощениях испытывают ужасные страдания, умирают от болезней и голода, мы бы не удивились и вряд ли были бы возмущены. Ведь речь идет о тех же людях, лишь в другом материальном облачении, которые вернулись в этот мир исправить свои изуродованные души! Когда же речь идёт о страданиях близкого человека, мы не можем подавить в себе мучительный вопрос: «Почему Всевышний допускает для своих возлюбленных созданий столь тяжкие мучения?»
Лишь поднявшись над материальным восприятием мира и поняв, что вся материя Вселенной, включая наше материальное тело, изменчива и не абсолютна, что она субъективна и ограничена мерой нашего восприятия, человек посмотрит на всё совершенно иначе. Для него ясно, что всё, что кажется страданием или несчастьем, на самом деле, лишь преходящее субъективное переживание. Однако, будучи помещённым в материальный мир, человек имеет вполне материальные обязанности — делать добро ближнему, считаться как с духовными, так и с материальными потребностями окружающих и остерегаться зла. Ведь на период нашего служения в этом мире Творец связал материю с духовностью. Установленные Им законы природы таковы, что человек, обязанный решать определённые материальные задачи, тем самым строит свой духовный мир. Один из великих раввинов сказал: «Мудрец строит свою духовность, свой Будущий мир, с помощью материального мира своего ближнего» – тем, что помогает ему. Ведь Тора полна заповедей, обязывающих каждого чутко относиться к нуждам и потребностям других людей. И страдания, испытываемые в этом, материальном, мире_ являются приговором Всевышнего, направленным на духовное исправление человека. Поэтому с точки зрения истинной реальности они приносят благо. Мудрый да поймёт сказанное.
Итак, вся материя – не что иное, как иллюзия. Это значит, что все материальные удовольствия (и все материальные страдания) не только временны, но порождены нашим воображением. И только духовное измерение мира – вечно и истинно! Поэтому духовное удовольствие – единственное по-настоящему реальное наслаждение человека.
В этом и заключается глубинный смысл слов Рамхаля в Месилат Йешарим:»Наши мудрецы учат, что человек сотворен с единственной целью — чтобы наслаждаться Всевышним, светом Его присутствия. Это – истинное, утонченное наслаждение, величайшее из всех возможных«.