Этимология
Значение корня слова Сатана[1] (син-тэт-нун) — «обвинять», «взыскивать».
Кто такой Сатана?
В соответствии с Традицией иудаизма, Сатана является ангелом Творца, функция которого — быть обвинителем на Небесном Суде[2]. Это следует из сказанного в книге Зехарья (3, 1): «И показал Он мне Йеошуу, первосвященника, стоящего пред ангелом Г-сподним, и Сатану, стоящего справа от него, чтобы обвинять его».
Функции Сатаны
Обвинитель
Как приведено выше, функция у Сатаны функция обвинителя. Эта функция Сатаны, несомненно, чрезвычайно важна, ведь без прокурора суд не может быть справедливым.
Возбуждатель дел в судах
У него есть ещё одна функция, как об этом пишет Рамхаль в книге «Путь Творца» (2, 6):
«Его назначение — возбуждать дела в судах, и когда он подаёт иск, судьи принимаются за дело и начинают судить».
Рамхаль добавляет:
«Одно из проявлений качества доброты Всевышнего заключается в том, что человек не привлекается к суду, пока не обвинит обвинитель, хотя грехи грешника открыты перед Ним».
Йецер а-ра
В трактате Бава Батра (16 а) мудрецы говорят, что Сатана — это йецер а-ра (дурное начало в человеке). Из этого ясно, что в задачи Сатана входит также подстрекать человека к греху. Мудрецы говорят: после того, как человек поддастся его соблазнам, Сатана поднимается на Высший Суд, чтобы обвинить грешника в содеянном.
Несмотря на то, что эта деятельность (подстрекательство) представляется отвратительной, мудрецы оценивают её иначе. Комментируя сказанное в стихе в книге Бэрешит (1, 39) «И увидел Всесильный всё, что Он создал, и вот (всё) весьма хорошо»[3], мудрецы говорят («Берешит Рабба» 9): «Хорошо — это йецер а-тов (доброе начало), весьма хорошо — это йецер а-ра». В ответе «Зачем Создатель сотворил змея-дьявола?» я подробно пояснил, почему эта деятельность считается хорошей в глазах мудрецов.
Палач
Ещё говорят мудрецы: если на Небесном Суде принимается решение (в результате обвинения Сатаны) о том, что человеку за его грехи полагается смерть, Творец приказывает самому Сатане взять душу грешника. И так говорят мудрецы (трактат Бава Батра, там же): «Он же Сатана, он же йецер а-ра, он же Ангел Смерти».
И эту функцию мудрецы видят (в упомянутом мидраше, а также во многих местах в Зоаре) как «весьма хорошую». Одно из объяснений такого «благосклонного» отношения мудрецов к этой деятельности Сатана приводит Рабейну Йона в книге «Врата раскаяния» (2-ая глава). Рабейну Йона утверждает: знание о том, что жизнь не бесконечная, даёт человеку возможность отнестись к этому материальному миру как к чему-то временному и второстепенному и сделать главным мотивом своей жизни приближение к Творцу и выполнение Его заповедей.
[1] Источник русского слова «сатана» — ивритское слово «сатан».
[2] Пишет Рамхаль в «Маамар аИкрим»: «И необходимо знать, что Б-г поистине знает всё, и ничего от Него не скрыто, и, поскольку Он знает всё изначально, никакое новое знание не приходит к Нему. Но Своё управление и суд над миром Он основал не на этом своём знании, но согласно системе правосудия, как пожелал. Эта система подобна законам земного царства, и Он судит в судах, состоящих из ангелов, со свидетелями, обвинителями и защитниками — ангелами, назначенными на это: какие-то — свидетельствовать о происходящем на земле, какие-то — обвинять, а каке-то — защищать. И приговор выносится по верному и справедливому закону». Причина того, что Творец судит нас согласно системе провосудия, подобно земной системе правосудия, заключается в том, что Творец хотел дать нам возможность подобающи подготовиться к суду, которым Творец будет нас судить.
[3] Этот стих приводится в начале Торы после описания сотворения мира.