Невероятным образом матери принца Филиппа — принцессе Элис из Баттенберга, удалось спасти еврейскую семью, несмотря на королевские связи ее собственной семьи с высшими эшелонами нацистской партии.
Принцесса Элис родилась в Англии в 1885 году и является правнучкой королевы Виктории. Ее отец был немецким принцем, а мать — британской принцессой; Элис была связана родственными узами с большинством королевских семей Европы. Также она отличалась от сверстников своей необычностью.
Принцесса Элис из Баттенберга спасла еврейскую семью, несмотря на королевские связи ее собственной семьи с высшими эшелонами нацистской партии.
В возрасте восьми лет девочке поставили диагноз «тугоухость» и Элис научилась читать по губам. Позже некоторые из ее родственников строили предположения, что именно ее глухота была причиной, по которой Элис стала более чувствительной к трудностям других людей и сочувствующей к тем, кто оказался вне массы.
Элис влюбилась в тогдашнего принца Греции Эндрю во время коронации ее кузена — короля Эдварда VII в Лондоне в 1902 году. В следующем году они поженились. У королевской пары родился сын Филипп и четыре дочери. В это время принцесса Элис и принц Эндрю подружились с Хаймаки («Хаим») Коэном, выдающимся еврейским членом греческого парламента, его супругой Рейчел и их семьей. Почувствовав рост антисемитизма в Европе, королевская семья пообещала помочь Коэнам, если их помощь им когда-либо понадобиться. Мирный период в стране подошел к концу в 1921 году, когда греческая революция вынудила королевскую семью эмигрировать в Париж.
В Париже принц Эндрю фактически оставил свою жену и погрузился в жизнь безответственного повесы. Элис впала в отчаяние и даже была госпитализирована в психиатрическую больницу на два года в 1930-х годах. После больницы она одна вернулась в Афины. Ее сына Филиппа отправили жить к разным родственникам. Позже его двоюродный брат вспоминал, что когда принц посетил их на Рождество и подписался в семейный гостевой книге, то свой адрес он указал как “без определенного места жительства”. Все четыре дочери Элис вышли замуж за немецких аристократов.
Когда разразилась вторая мировая война, Принц Филипп вызвался добровольцем в ряды британского военно-морского флота, где он доблестно служил и участвовал в боях. Жизнь дочерей принцессы Элис сложилась совершенно иным образом — супруги всех четырех принцесс заняли высокие посты в правительстве нацистов. Одна дочь — принцесса Маргарита и ее супруг — принц Готфрид из Гогенлоэ-Лангенбурга, восстали против Гитлера. Принц Готтфрид замышлял убийство Гитлера в 1944 году, но этот заговор был раскрыт прежде, чем его смогли реализовать. Остальные три дочери Элис стали пылкими нацистками. Одна даже назвала своего сына Карла Адольфа в честь Адольфа Гитлера.
С приближением войны Хаймаки Коэн и его семья все больше находились в опасности. Когда Германия вторглась в Грецию в 1941 году, Коэны бежали в Афины, которые тогда находились под итальянским правлением и было более безопасным местом для евреев, чем районы, находящиеся под немецким правлением. Все изменилось в сентябре 1943 года, когда Германия взяла под контроль Афины и начала охоту на евреев с целью депортации. К 1943 году Хаймаки Коэн ушел из жизни, и его семья отчаянно искала пути, как покинуть Грецию. Один его сын отправился в Каир, чтобы присоединиться к греческому правительству в изгнании; остальные члены семьи остались в Афинах.
Услышав об их бедственном положении, Элис отправила весточку вдове Хаймаки Рэйчел, что она готова спрятать их семью. Рэйчел и ее дочь Тильде приняли предложение Элис и переехали, позже к ним присоединился ее сын — Михель. Элис в то время недавно переехала из своей скромной квартиры в более крупное здание, принадлежавшее ее зятю, чтобы присматривать за домом. Этот большой дом предоставил Элис достаточно места для комфортного укрытия семьи, но большим недостатком являлся тот факт, что здание находилось всего в нескольких метрах от штаб-квартиры гестапо в Афинах. Временами Гестапо подозревало бывшую королеву в ее антинацистской деятельности и вызывало ее на допрос. В подобных случаях Элис притворялась, что не понимает их вопросов из-за своей глухоты.
Верный друг Элис Демосен Пури так вспоминал военные годы: «Принцесса предоставила в распоряжение миссис Коэн и ее дочери (а позже и сына) небольшую двухкомнатную квартиру на третьем этаже… Круг людей, знающих эту тайну ограничивался мною — единственным уполномоченным королевой лицом навещать семью Коэнов, а также несколькими преданными принцессами. В эти долго длящиеся и трудные времена я навещал г-жу Коэн и ее детей в квартире, помогал им поддерживать связь с внешним миром, выполнял разные поручения, старался подбодрить и не дать им пасть духом.
В те тяжелые годы брату Элис, лорду Британии Монбатен, удавалось отправлять посылки с едой для сестры. При получении таких посылок, Элис раздавала их нуждающимся.
Элис никогда не рассказывала о своем героизме своей семье и им суждено было об этом узнать по прошествии многих лет после окончания войны.
В 1993 году «Яд Вашем» посмертно наградил принцессу почетным титулом “Праведника среди народов мира” в заслугу укрытия и спасения семьи Коэн. Хотя британская королевская семья никогда не совершала официального государственного визита в еврейское государство, принц Филипп вместе со своей сестрой Маргаритой отправился в Израиль на церемонию в честь своей матери. Принц Филипп посадил дерево, чтобы увековечить память о своей матери, и произнес трогательную речь:
“Холокост был самым ужасным событием за всю историю еврейского народа, и он останется в памяти всех будущих поколений. И захоронение тут многих миллионов неевреев, как моя мать, которые так же разделяли вашу боль и мучения, и сделали все возможное, чтобы хотя бы немного облегчить ужасные страдания людей, является очень благородным поступком. Я полагаю, что моя мать никогда не подозревала, что ее поступок являлся чем-то особенным».
Принц Филипп отметил: «Она бы посчитала это совершенно естественной человеческой реакцией в отношении людей, попавших в беду».