Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Смотри, сейчас ты видишь Бога, а вот сейчас — нет

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Найти Всемогущего под пуримской маской!

Почти два десятка лет назад, в первый месяц после переезда в Израиль, я ехала по Яффо — главной улице Иерусалима. Автобус остановился на светофоре, и я посмотрела в окно. Вверх по холму брела полная пожилая женщина с охапкой объемных пакетов в руках.

На ее пути сидел нищий с протянутой рукой. Она остановилась, поставила пакеты по одному на землю, порылась в сумочке, достала кошелек и протянула ему монетку. В этот момент загорелся зеленый свет светофора, и мой автобус покатил дальше.

На прошлой неделе мне нужно бло попасть на одну встречу, а я поздно вышла из дома. Захватив с собой несколько больших мешков с пустыми бутылками, чтобы потом, освободившись, сдать их на переработку в супермаркет, я с максимально возможной скоростью направилась к своей машине, припаркованной в пяти минутах ходьбы от дома. Приближаясь к стоянке, я прошла мимо женщины, просившей подаяния. За неделю до этого я ей помогла, но теперь очень торопилась, а кроме того, от веса бутылок уже ныли руки. Пробегая мимо нее, я крикнула: «Прости, в этот раз я не могу!».

Однако отойдя на 5-6 метров, я вспомнила ту пожилую женщину на Яффо 19 лет назад. Она была существенно старше меня, тяжелее и загруженней и все же нашла в себе силы остановиться, чтобы дать нищему монетку. А раз смогла она, значит, могу и я. В этот момент я повернулась, снова подошла к нищей женщине, со звоном поставила на землю мешки с бутылками и извлекла из недр сумки шекель, протянув его просящей. Та в ответ улыбнулась и осыпала меня благословениями.

Трехмерные действия

Каждое действие человека имеет три измерения производимого эффекта. Оно воздействует на исполнителя действия, становясь как бы точкой, поставленной на пустой странице. Одновременно с этим оно влияет на другого человека или людей, которые так или иначе были задействованы в происходящем, и тогда точка на плоскости расширяется до фигуры. Но кроме того, оно не может не затрагивать тех, кто становится свидетелем этого действия, да и вообще на все общество, и тогда плоская фигура приобретает объем, становясь трехмерной.

Например, если некто А крадет деньги у Б, то, во-первых, он влияет на самого себя, поскольку его собственный уровень честности и порядочности снижается.

Во-вторых, он также влияет на Б, который не только потерял эту сумму денег, но у него теперь еще уменьшился уровень доверия к людям.

В-третьих, заодно он воздействует на всех, кто был свидетелем кражи или услышал о ней, поскольку воровство теперь воспринимается ими как более реальная возможность в поведении человека, чем это казалось прежде. И чем о большем количестве краж они услшат, тем больше «возможное» будет становиться «нормальным».

Причем, как уже было сказано, этот эффект третьего измерения на самом деле охватывает не только тех, кто стал свидетелем или услышал о краже, но и все общество в целом.

В 1950-1960-е годы я была ребенком и за все детство не видела в Америке магазина, на входе которого были бы установлены детекторы краж. Пластиковых защитных бирок, которые сейчас прикрепляют к каждому предмету одежды, тогда просто не существовало. Люди могли оплачивать свои покупки, выписывая чек, без необходимости предоставлять три разных документа, удостоверяющих личность. Но что же случилось?

Участилось воровство. Каждая кража все больше подрывала стандарты честности в американском обществе, в итоге то, что когда-то было из ряда вон выходящим, стало нормой. Точно так же всякое действие, совершаемое каждым отдельным индивидуумом, тонко, но все же весьма ощутимо влияет на всех окружающих в целом.

В иудаизме есть два термина, олицетворяющих эту концепцию. Кидуш Ашем означает действия, которые помогают раскрыть присутствие Бога в этом мире. И, напротив, Хилуль Ашем — это те действия, что скрывают Его присутствие.

Всякий раз, когда человек совершает некий акт честности, чистоты, доброты, сострадания или заботы, он увеличивает количество хорошего в этом мире. Термин Кидуш Ашем буквально означает «освящение Имени Бога». И хотя чаще всего его используют для описания великих, по-настоящему героических поступков, например, когда евреи выбирали смерть, не желая отступиться от своей религии, он также применим к любому действию, раскрывающему присутствие Творца.

Пожилая женщина на Яффо, остановившаяся, чтобы дать нищему монетку, совершила Кидуш Ашем. Раскрыв свою способность к доброте, несмотря на связанные с этим трудности, она заставила меня, наблюдающую за ней из окна автобуса, осознать мою собственную способность выбирать доброту, а не удобство. Своим поступком она подняла мой стандарт шкалы «Насколько я готова утруждать себя, чтобы кому-то помочь?». Ну а поскольку доброта — это атрибут Всевышнего, получается, что увеличение числа добрых поступков в обществе означает более яркое проявление Божественного света.

И наоборот, всякий раз, когда человек совершает акт подлости, жестокости, алчности или нечестности, он скрывает присутствие Бога в этом мире. Слово «хилуль» происходит от ивритского слова, означающего «пустое пространство». Хилуль Ашем заставляет мир казаться пустым, будто Всевышнего в нем нет.

Каждое наше действие — это камень, брошенный в безграничную гладь воды. Рябь на ее поверхности, которую оно вызывает, распространяется все большими и большими кругами, не переставая.

Девятнадцать лет назад пожилая полная женщина на Яффо поставила свои сумки, чтобы дать нищему монетку, не имея понятия, что за ней кто-то наблюдает. А сейчас, вдохновленная той историей, я вернулась, чтобы помочь женщине с протянутой рукой. И я понятия не имею, наблюдал ли кто-то за мной в этот момент.

Царский пир

Раскрытие и сокрытие Божественного — суть истории Пурима.

Мы привыкли рассматривать историю этого праздника с точки зрения ее главных героев: Эстер, Мордехая, Ахашвероша и Амана. Тем не менее, мудрецы решительно настаивают на том, что катализатором вынесения обвинительного приговора всему народу стали простые евреи, проявившие поистине Хилуль Ашем.

Свиток Эстер начинается описанием пышного пира, который устроил царь Ахашверош для всех своих подданных. Наряду с остальными, там находились и еврейские граждане империи. Мудрецы утверждают, что указ об истреблении евреев, который позже издал Аман (с одобрения царя), стал результатом посещения ими этого торжества.

Согласно Талмуду, царь Ахашверош праздновал завершение 70-летия с момента изгнания евреев из Иудеи. Ориентируясь на предсказание пророка Ирмияу о том, что вавилонское изгнание продлится 70 лет (считая с разрушения Первого Храма, а не с начального этапа изгнания), Ахашверош ошибочно пришел к выводу, что раз в назначенный срок евреи все еще остаются в Персии под его властью, то победу над Израилем можно считать полной и окончательной.

В связи с этим он использовал для праздничного пира священные сосуды из Храма, а сам явился облаченным в одежды первосвященника.

При всем этом, по словам наших мудрецов, на пиру евреям подавали кошерную пищу. И в течение праздника ими не было нарушено ни одного закона Торы. Тем не менее, за одно только посещение этого торжества Небесный суд вынес постановление об истреблении всех евреев империи, которого в результате им удалось едва избежать только благодаря мудрости, находчивости и самоотверженным действиям Эстер, фактически чудом увенчавшимся успехом.

В чем же заключалась проблема? Ведь сами они не совершали ровным счетом ничего противоправного?! Да и отказаться прийти по приглашению царя мало бы кому пришло в голову…

Дело в том, что на пиру Ахашвероша совершался Хилуль Ашем. В то время как Святой Иерусалимский Храм и его сосуды предназначались для освящения будничных составляющих физического мира, Ахашверош делал прямо противоположное, используя священные сосуды для приземленных, будничных целей. На своем пиру он принижал то, что по сути было святым. И евреи должны были понимать это и реагировать на подобное святотатство общественным трауром, стараясь максимально дистанцироваться от нечестивца.

Вместо этого их одолело искушение посетить прием во дворце. А присутствие евреев на таком пиру было косвенным подтверждением правоты мировоззрения Ахашвероша, считающего, что в мире отсутствует Всевышний.

Согласно Талмуду, грех Хилуль Ашем — самый трудный для искупления, потому что по самой своей природе его действие несет настолько широко и далеко идущие последствия, что их ущерб практически невозможно исправить полностью. Когда камень брошен в воду, кто остановит рябь на поверхности воды?..

Обнаружить Бога под маской

Свиток Эстер — единственная книга Танаха, в которой ни разу не упоминается Бог. Мудрецы объясняют, что эта эпоха, начавшаяся сразу после разрушения Первого Храма, ознаменовала появление очень мощного и важного изменения в том, как Творец относится к Своему миру.

Сам Храм (а до этого переносная Скиния, Мишкан) был местом Божественного откровения. Когда вследствие грехов народа Первый Храм оказался разрушен, Всевышний словно «скрылся» и перестал явно проявлять Свое присутствие.

Разумеется, на протяжении всей истории Пурима мы видим, как Рука Небес управляет различными фигурами и событиями, но она будто бы за кулисами, замаскирована под «совпадения», «удачи» и кажущийся естественным ход событий.

«Скрытность» — неотъемлемая характеристика Бога в этом мире. Даже само слово «мир» на иврите — «олам» — происходит от корня, означающего «скрытый».

Со времен рассказа о Пуриме и до сегодняшних дней наша задача в этом мире заключается в том, чтобы раскрыть Божественное Присутствие, скрывающееся за такой привычной нам повседневностью, обнаружить Всевышнего под его «маской».

Название этой миссии нам уже знакомо – Кидуш Ашем. Всякий раз, делая выбор в пользу щедрости, истины или честности, мы раскрываем Присутствие Бога в этом мире.

И точно так же каждый раз, выбирая подлость, мелочность или нечестность, мы будто прячем Всевышнего, загораживая Его от себя кулисой мироздания и добавляя еще один слой к и без того плотной завесе, за которой Он скрывается, а это запускает процесс Хилуль Ашем.

Выходит, при помощи тех же наших сил, благодаря которым можно раскрыть мир, в котором царствует Всевышний, мы создаем мрачный мир, в котором для нас и всех откружающих Он отсутствует.

Кульминация истории Пурима происходит, когда царица Эстер, рискуя жизнью, приглашает на приватный ужин в своих покоях Ахашвероша и его министра, любезного и учтивого с ней Амана. И там, сначала до предела накалив обстановку, не объяснив монаршему супругу причину своего приглашения, она затем сообщает ему о заговоре против нее и ее народа.

Возмущенный Ахашверош требует назвать ему имя того, кто стоит за этим заговором. И тогда царица Эстер смело указывает на Амана и раскрывает его истинное лицо: «Недруг и враг — это злой Аман!»1

История Пурима рассказывает нам о скрытности, попытках замаскировать свою личность, об обманчивой внешности. Она побуждает нас раскрывать правду, как это сделала царица Эстер. Однако, в отличие от той ситуации, мы должны указывать на Всемогущего: «Вот Он… Он стоит за тем, что случилось со мной сегодня», «Вот Он… Он прячется за красотой природы», «Вот Он… Он скрывается за газетными заголовками»…

В любой момент мы можем раскрывать в этом мире присутствие Бога, отождествляя с Ним что-то или подражая Ему. И наши ролевые модели в этом то, как царица Эстер смело указывает пальцем на предателя, и то, как пожилая женщина на улице Яффо, поставив охапку своих пакетов на землю, подает монетку нищему. Оба этих поступка воплощают ту самую необходимую всем нам цель. И очень важно понимать, что нам вовсе необязательно быть выдающимися личностями, чтобы присоединиться к ним в их святом деле в этом мире.

Памяти Йосефа Дова бен Йехиэль Михаэль Аарон.

Сноски

  1. Мегилат Эстер, 7:6.

Источник

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Другие пользователи посвятили эти статьи своим близким.

Посвятить статью

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому