Этимология
Сфирот (ивр. ספירות, ед. ч. «сфира» ספירה) – счет.
Определение
Сфирот — это основные «каналы», качества, посредством которых Бог руководит миром.
Понятие сфирот является одним из наиболее фундаментальных в Каббале. Несомненно, всё, что связано со сфирот — глубокие вещи, которые невозможно понять человеку, не достигшему уровня изучения Каббалы. Поэтому в рамках статьи нельзя дать сколько-нибудь глубокое представление о сфирот. Постараюсь привести лишь общие сведения о сфирот, которые помогут примерно представить, о чём идет речь.
Какие сфирот существуют?
Существует 10 сфирот:
- Хохма (мудрость),
- Бина (понимание),
- Даат (знание),
- Хесед (милосердее),
- Гвура (могущество),
- Тиферет (великолепие),
- Нецах (вечность),
- hод (красота),
- Йесод (основа),
- Малхут (царство).
Группы сфирот
Разделение на четыре группы
Сфирот делятся на четыре основные группы. Каждая группа включает в себя три сфиры (1. Хохма, Бина, Даат; 2. Хесед, Гвура, Тиферет; 3. Нецах, hод, Йесод), и одна группа состоит только из одной сфиры — Малхут.
Если говорить образно, то в каждой из этих трёх групп есть сфира, которая стоит справа (со стороны Милосердия), другая — слева (со стороны Суда), а третья — как бы средняя между ними (включает в себя две «крайние» сфирот):
Бина — Даат — Хохма Хесед — Тиферет — Гвура Нецах — Йесод — hод Малхут
Разделение на две основных группы
Ещё каббалисты делят сфирот на две основные группы: три первых и семь остальных.
Первая группа включает в себя три первых сфирот: Хохма, Бина и Даат. Она называется на языке каббалистов «гар». Это слово — аббревиатура: «гимель ришонот» (три первых). «Гар» считаются как бы главными сфирот. Царь Шломо упоминает гар в книге Мишлей, говоря (3, 19): «Господь мудростью (бэ-хохма — намекает на Хохма) основал землю, утвердил небо пониманием (би-твуна — намекает на Бина). Сознанием Его (бэ-даато – намекает на Даат) разверзлись бездны и облака каплют росою».
Вторая группа включает в себя семь «нижних» сфирот: Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, hод, Йесод. Эта группа сфирот называется на языке каббалистов «зат», что означает: заин тахтонот — семь нижних.
Царь Давид намекает на «зат», говоря (Диврэй а-Йамим 1, 29): «Твоё, Господи, величие (а-гдула — намекает на Хесед) и могущество (а-гвура – намекает на Гвура), и слава (вэ-а-тиферет — намекает на Тиферет), и вечность (вэ-а-нецах – намекает на Нецах»), и красота (вэ-а-hод — намекает на hод), потому что всё, что в небесах и на земле, Твоё, Господи; Твоё царство (а-мамлаха — намекает на Малхут), и превознесен Ты над всеми».
Для чего нужно знать сфирот?
Как сказано, посредством этих качеств и их сочетания Творец управляет миром. Каббалисты знают, что в точности означает каждая из этих сфирот. И это помогает им понять, как Творец управляет этим миром, а также как «привлечь различные влияния» — влияние различных качеств.
Сфирот – имена Творца
Как известно, в Торе Творец называется различными именами. Каждое имя Творца «намекает» на одну из сфирот или на их сочетание.
Упоминая имена Творца в молитве, каббалисты обращаются к Творцу как к Проявляющему Себя в этих качествах. Однако обращаться с молитвой к самим сфирот — большой грех, поскольку молитва должна быть обращена только к Самому Творцу и ни к кому и ничему другому. Мудрецы делают вывод (Сифри) на основании слов Моше (Даврим 4, 7): «…когда бы мы ни воззвали к Нему»— «именно к Нему необходимо взывать (молиться), а не к Его сфирот».