«И возьмут Мне пожертвование»
Шмот (25:2)
На первый взгляд, казалось бы, надо написать: «И дадут Мне пожертвование», так как слово «возьмут» означает берущих, тех, кто получает. Однако, в словах Торы – истина. Она говорит нам, что человек не теряет, когда дает пожертвование, только выигрывает. Рабейну Бен Иш Хай уподобил это человеку, который в первый раз в жизни увидел земледельца, идущего по полю и бросающего зерна пшеницы в борозду. Сказал он: «Какой глупец! Взять хорошие зерна, которые можно съесть, и так просто разбрасывать их». Но мы знаем истину: каждое зерно вырастет в колос и даст урожай во много раз больший, чем одно зерно. И об этом сказано: «Сейте себе пожертвование» (Ошеа, 10:12). Пожертвование – как сеяние, дающие пруту, получают много шекелей.
Мидраш для нашей главы говорит, что тот же закон относится и к изучению Торы. Есть тот, кто полагает, что изучение Торы – это пожертвование. Вот, этот изучает профессию, приобретает специальность и работу, а другой, бедный, учит Тору… Но на самом деле всё наоборот. Сколько ученых ходят без работы. А кто-нибудь видел безработного раввина? Голодного мудреца? Он всегда найдет себе должность, всегда заработает почетным образом: «И не видел я оставленного праведника» (Теилим, 37:25).
Рассказывает Мидраш (Танхума, Глава Трума, 2) историю о двух торговцах, плывущих на корабле, один из которых был мудрецом. Спросили его: где твой товар? Ответил он: «Мой товар лучше вашего». Стали искать они на складе и увидели, что он едет без багажа. Посмеялись над ним.
В дороге напали на них пираты и отобрали у них всё имущество. Вышли они на берег без всего. А тот мудрец пришел в дом учения и стал учиться. Когда обнаружили его величие, оказали ему уважение и назначили главой ешивы. Когда он шел в свое жилище, сопровождали его главы общины. Сказал он им:
«Пожалуйста, окажите милосердие торговцам, которые были со мной на корабле, дайте им еду и жилье». А торговцам он сказал: «Разве я не был прав, когда сказал вам, что мой товар лучше вашего?!»… Ибо этот товар лучше, чем все товары.
Раби Меир говорит: оставлю я всё существующие в мире ремесла и буду учить своих сыновей Торе (Кидушин, 82).
Родители хотят самого лучшего для своих сыновей и дочерей, которые являются самым дорогим сокровищем, врученным им. Это естественно. Что они хотят для них – высокий уровень учебы, и это справедливо. В изучении Торы заложен высокий уровень обучения. Родители хотят также, чтобы дети получили глубокие здания. И есть в религиозных школах просторные здания, радующие сердце, а есть пока – подчеркиваем: пока – тесные, и прикладываются все усилия найти подобающие здания.
Но обратим внимание родителей на урок из нашей главы: Ковчег, где находились две скрижали Завета, снаружи и внутри был покрыт золотом. Чтобы сказать, что в вопросах воспитания не смотрят только на внешнее, и нужно смотреть, есть ли внутри золото, чистое золото. А религиозное воспитание – это золото. Чистый разговор, без проклятий и ругани. Без сквернословия, вызывающего отвращение. Отношение к ближнему, особенно к более слабому, полно сочувствия и помощи. Без насилия, без преступности. С уважительным и почтительным отношением к родителям, послушанием и дисциплинированностью. И это кроме традиции наследия, знания обычаев Израиля, праздников, молитв и Теилим. А что написано в Торе? «А в Ковчег положи Свидетельство союза, которое Я дам тебе». Объясняет Раши: «Тора – свидетельство между Мной и вами, и Я заповедал вам исполнять заповеди, записанные в ней». Она – спрятанное сокровище, и каждый может удостоиться его и удостоить своих сыновей, приходя на ежедневные уроки Торы, и давая сыновьям религиозное образование, такое чудесное.