Ношение маски вне дома во время эпидемии является ѓалахическим1 обязательством, упоминаемым в кодексе «Мишна Брура» («Ясное учение», т. 1–6, 1884–1907 — прим. переводчика*), — напоминает гигант Торы нашего поколения рав Хаим Каневский.
Соблюдение санитарных норм во время пандемии жизненно важно, потому как именно соблюдение этих мер, требующее от нас личных усилий, — иштадлута2, — которого требует от нас Вс-вышний, позволяет сдерживать распространение инфекции.
Так, сам факт надевания маски при выходе из дома включает в себя исполнение сразу нескольких мицвот3, среди которых «Венишмартем меод ленафшотейхем» («И берегите очень души ваши»4 — «заповедь оберегания своего здоровья5» — прим. переводчика), придающая большое значение охране как своего здоровья, так и здоровья окружающих.
В курсе, прочитанном недавно равом Шломо Левинштейном — Магидом Шиуром6 (лектором в йешиве7 и коллеле8 — в центре изучения Торы), он более подробно изложил, от имени гаона9 рава Хаима Каневского, эту обязанность еврейского народа носить маску вне дома.
Действительно, когда в Израиле только начинали вводить санитарные меры, один человек сообщил раву Хаиму Каневскому об обязанности носить маску, в том числе в синагоге, согласно инструкциям Министерства здравоохранения.
Услышав это, рав Каневский удивился:
«Министерства? Скажи также, что [это] «Мишна Брура»10 нас к этому обязывает!».
Находившись возле Мудреца, он попросил его указать ему ссылку на это в тексте. Рав Хаим открыл кодекс «Мишна Брура», где приводится дискуссия по шейла11 (вопросу) о необходимости поститься в Тиша бе-Ав12 в случае сложной ситуации в стране.
«Написано в Биур Ѓалаха13(«объяснение окончательного постановления алахи в Шульхан Арухе и Мишне Бруре» — прим. переводчика), что если кто-то хочет поститься, когда болезнь не бушует, — пик прошел, но эпидемия не исчезла — следует сообщить ему об этом и предостеречь его, чтобы он совсем не покидал своего дома. Если же он захочет выйти, необходимо заставить его надеть что-то, что прикрывало бы его нос и рот […] ».
Основывающийся на труде «Мишна Брура»14, монументальной работе самого Хафец Хаима15, базирующейся в свою очередь на «Шулхан Арухе»16 — кодексе еврейских законов, составленном раввином Йосефом Каро17 пять веков назад, вывод рава Каневского — предельно ясен:
«Во время эпидемии, даже если она пошла на спад, носить маску — обязательно».
Сноски:
1.
2. https://toldot.ru/ishtadlut.html
3. https://eleven.co.il/judaism/commandments-and-precepts/12794/
4. https://mjcc.ru/news/berl-lazar-o-koronoviruse/
5. http://beerotwomen.ru/даты/йом-кипур/десять-дней-раскаяния-и-подготовка-к-й/
6. https://toldot.ru/photo/photo_1018.html
7. https://toldot.ru/eshiva.html
8. http://www.ejwiki.org/wiki/Колель
9. https://toldot.ru/gaoni.html
10. https://toldot.ru/articles/articles_7871.html
<…> сборник, получивший название «Мишна Брура», представляет собой подробный комментарий на раздел «Орах Хаим» Шульхан-Аруха, который в свою очередь посвящен повседневной еврейской жизни (молитвы, праздники, субботы и пр.). <…> в нем находят ответы на многие вопросы, возникающие в каждодневном быту религиозного еврея.
11. https://toldot.ru/articles/articles_30284.html
12. http://www.evrey.com/sitep/9ava/index.php3?menu=index1.htm
13. Беур алаха (Обоснование закона) — специальное примечание кодекса Мишна брура, содержащее четко сформулированные алахические решения.
14. См. 10
15.https://toldot.ru/articles/articles_10329.html
16. https://toldot.ru/shulhanAruh.html
17. https://toldot.ru/rabbanim/rabbanim_11279.html
Перевод с французского Анастасии Мазур
Как носить маску*:
Правила безопасного ношения немедицинских тканевых масок (ВОЗ)
Правила безопасного ношения медицинских масок (ВОЗ):
*Кому противопоказано носить маску:
Врачебные противопоказания к ношению масок: https://amurmedia.ru/news/amp/951154/
Оригинал публикации: https://www.torah-box.com/news/monde-torah/rav-haim-kanievsky-l-obligation-de-porter-un-masque-inscrite-dans-michna-broura_24872.html
Материал на английском: