Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Что такое Холь а-моэд?

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Что такое Холь а-моэд?

Холь а-моэд – это «полупраздничные» дни между первым и последним днями праздников Песах и Суккот.

Буквальный перевод «холь а-моэд» (חול המועד) с иврита — «будни праздника». Эти дни так называются, поскольку в них есть элементы будней и элементы праздников: с одной стороны, в эти дни есть немало законов, которые приравнивают холь а-моэд к праздникам, с другой стороны, на них не распространяются все запреты и законы праздничных дней во всей их строгости и полноте, и поэтому они не имеют статуса полноценных праздничных дней.

Святость Холь а-моэд

Святость дней Холь а-моэд велика. Сказали наши мудрецы (Пиркей Авот):  «если человек не почитает Холь а-моэд, то, даже если у него есть заслуга изучения Торы и совершения добрых дел, он лишается своей доли в будущем мире». А в трактате Макот (23 а) сказано: «Тот, кто пренебрегает праздниками (моадим), подобен занимающемуся идолопоклонством». Раши объясняет, что тут идет речь о днях Холь а-Моэд.

Общие законы Холь а-моэд

Вот законы, которые приравнивают эти дни в определенной мере к статусу праздников: 1) запрещено выполнять многие виды работы; 2) каждый день следует устраивать не менее двух трапез: одну вечером, а другую – днем; 3) следует надевать праздничную одежду, 4) Наряду с Йом тов в Холь а-моэд есть заповедь радоваться. Дни Холь а-моэд также отличаются от будничных дней их особенными молитвами. Есть законоучители, которые считают, что в  Холь а-моэд запрещено накладывать тфилин.

Работа, запрещенная в Холь а-Моэд

В Холь а-Моэд некоторые работы запрещены, а некоторые разрешены.

Есть 5 видов работ, которые разрешены в Холь а-Моэд: 1) работать, для того чтобы приготовить еду или другие вещи подобного рода, необходимые человеку (охель нэфеш); 2) работы, необходимые человеку во время холь а-моэд (цоркэй моэд), 3) работы, в которых нуждается много людей (цоркэй рабим), 4) работы, невыполнение которых приведет к финансовым или иным потерям (давар а-овэд), 5) также разрешено работать человеку, которому нечего есть, чтобы заработать себе на пропитание.

Запрещена всякая торговля вещами, в которых нет надобности для Холь а-моэд:  как покупка, так и продажа. Только если появилась возможность совершить чрезвычайно прибыльную сделку, возможность которой будет утрачена после праздников, разрешено ее сделать.

Есть пять типов работ, которые разрешены в Холь Амоэд: 1) Всё, что необходимо для приготовления пищи; 2) В случае убытка; 3) Другие нужды праздника, если их можно выполнить простым образом; 4) Нужды многих; 5) Работник, у которого нет чего есть. И как будет объяснено далее, есть вещи, которые не разрешены даже если они необходимы для праздника, например, бритьё и стирка.»

Готовить пищу на холь а-моэд

Разрешено человеку готовить на холь а-моэд всё, что необходимо для приготовления пищи, и даже для последующего праздника в диаспоре или для ближайшего Шабата после последнего праздничного дня.

В случае убытка

Всякая работа, которая, если её не сделать на Холь а-моэд, приведёт к значительному убытку, разрешена. И не только в случае очевидного убытка, но и даже если есть вероятность убытка, наши мудрецы разрешили выполнять работу на Холь а-моэд. Убытком тут называется то, что обычно в глазах людей считается убытком и люди заботиться о том, чтобы предотвратить его. Тако убыток называется ‘двар а-авед’ (вещь, подвергающаяся убытку). Разрешено выполнять работу ‘двар а-авед’ профессиональным образом, как это делается в обыденные дни. Не нужно изменять метод, даже если было бы легко сделать это простым способом или с изменением. Тем не менее, стоит уменьшить трудоёмкость насколько это возможно. Если убыток незначителен и не так важен, разрешено выполнять работу только простым способом или с изменением.

Разрешено выполнять работу, связанную с «двар а-авед» даже если в ней нет никакой необходимости для Холь а-моэд.

Разрешено выполнять работу, связанную с «двар а-авед» (вещью, подвергающейся убытку), только когда не было намерения сделать это во время Холь а-моэд. Если человек отложил выполнение этой работы до Холь а-моэд, ему запрещено её делать, даже если в этом нет никакого избыточного труда. В таком случае запрещено даже поручить выполнение этой работы нееврею. Однако, если человек думал, что сможет отложить выполнение работы до после Холь а-моэд без какого-либо убытка, и оказалось, что он ошибся, или произошло непредвиденное обстоятельство, из-за которого он не смог завершить работу до Холь а-моэд, его работа не считается намеренно отложенной до Холь а-моэд, и ему разрешено её выполнить.

Все, что можно сделать в работе, связанной с «двар а-авед», скрытно, нужно делать именно так. Только если невозможно выполнить работу скрытно, разрешено работать над «двар а-авед» открыто.

Как указано, разрешено выполнять работу, связанную с «двар ха-авед» (вещью, подвергающейся убытку), только чтобы предотвратить убыток. Однако, как только началась такая работа, разрешено делать даже больше, чем необходимо для предотвращения убытка. После завершения этой работы снова запрещено начинать любую другую работу, если нет необходимости делать её, чтобы предотвратить убыток.

Что касается работы в Холь а-моэд, то разрешено работать даже если сам объект работы не будет утерян, но он приведет к другом убытку. Например, наемному работнику, который может потерять место работы, если уклонится от работы в Холь а-моэд, разрешено работать даже в этот день. Если же работодатель согласен предоставить ему отпуск на часть дней Холь а-моэд, то рабочему запрещено работать в эти дни.

Также, если человек не может взять отпуск в Холь а-моэд за счет ежегодного отпуска, который ему полагается, и есть опасения, что он потеряет свои средства к существованию, если не явится на работу, это считается «двар ха-авед», и ему разрешено работать.

С другой стороны, работодателю запрещено не предоставлять отпуск своим работникам в Холь а-моэд, так как по основному закону ему запрещено поручать им работу в этот день, если только у них не будет чего есть, если они не будут работать.

Тот, у кого нет денег для оплаты своих долгов, которые приходится оплачивать в Холь а-моэд, и если он не оплатит в срок, ему будет убыток, разрешено ему работать в Холь а-моэд, чтобы оплатить то, что на нем лежит, и не потерять свои средства. Также разрешено человеку оплачивать счета за электричество, воду, налоги и т.д., которые пришли, и если он не оплатит их в этот день, с него возьмут дополнительные платежи. Даже разрешено ему написать чек для этой оплаты, при условии, что он не намерен оплачивать счета в праздничный день.

В Холь а-моэд разрешено ремонтировать замок на двери из-за опасности кражи, и даже покупать и устанавливать новый замок. Также разрешено ремонтировать автоматическую сигнализацию. Во время большой инфляции человеку разрешено инвестировать свои деньги в ценные бумаги и т.д., чтобы предотвратить потерю своего капитала, при условии, что он не мог сделать это до праздника.

Тот, кто нуждается в займе в Холь а-моэд и кредитор не даст ему денег без расписки, разрешено писать долговую расписку. Также разрешено поручителю подписывать поручительский документ.

Человеку разрешено писать хидушей Тора (новые идеи Торы в Холь а-моэд), так как он может забыть их, если не запишет. Также разрешено писать ответ на вопрос по алахе, который нужно знать в Холь а-моэд или чтобы спасти человека от запрета. Даже разрешено ответить на вопрос, который не относится к празднику, если есть опасения, что после праздника не будет возможности отправить ответ.

Во всех этих случаях также разрешено копировать ответ, чтобы у него осталась копия его ответа. Если он находит обычную опечатку в книге, он должен сделать знак рядом с ней и исправить её после праздника. Но если это ошибка, которую он нашел случайно при изучении книги, и есть опасения, что он забудет исправить её, если отложит исправление до после праздника, ему разрешено её исправить.

Работа для нужд Холь Амоэд

Мудрецы разрешили делать работу для нужд Холь Амоэд. Согласно алахе, непрофессиональному исполнителю разрешено выполнять любую работу во время Холь аМоэд, если это необходимо для праздника. В отличие от этого, профессионал должен внести изменения в выполнение работы, если эта работа является сложной и требует профессионального подхода.

Дополнительно алаха указывает, что нельзя планировать выполнение работы в Холь аМоэд с целью освободить время от регулярной работы. Даже выполнение простой работы или просьба к нееврею выполнить такую работу запрещены.

Работа в Холь аМоэд во благо общества согласно еврейской халахе

Работы в Холь аМоэд, выполненные во благо общества, разрешены по нескольким причинам, обусловленным халахическими положениями и общественными потребностями:

Общественные потребности

Работы для общественных нужд разрешены, так как они выполняются во время, когда все освобождаются от своих обыденных занятий, объединяясь для выполнения этих задач. Если такие работы не разрешить, они будут отложены и возможно не будут выполнены вовсе.

Эти работы сравнимы с работами по восстановлению потерянных вещей и работами, необходимыми для выполнения мицвот, которые также разрешены в Холь аМоэд.

Даже трудоемкие работы разрешены, если они выполнены в общественных интересах.

К общественным потребностям относятся работы, которыми будут пользоваться многие, например, ремонт дорог для безопасного передвижения, или задачи, которые бейт дин (рабинский суд) должен выполнить, например, составление исковых заявлений для сторон в споре.

Алаха различает профессиональные и непрофессиональные работы в Холь аМоэд. Профессиональные работы разрешены только для удовлетворения физических потребностей или праздничных нужд, в то время как непрофессиональные работы или профессиональные работы, выполненные нестандартным способом, разрешены даже если они не относятся к физическим потребностям или праздничным нуждам.

Работникам разрешено получать заработную плату за выполнение общественных работ в Холь аМоэд, даже если работы выполняются открыто и с большим трудом.

Практические Примеры: дается разрешение на ремонт и строительство дорог, водопроводные и электрические работы, обслуживание общественного транспорта и другие подобные задачи, если они завершатся в течение Холь аМоэд и будут служить обществу в течение праздника.

Торговля во время Холь аМоэд

Торговля во время Холь аМоэд подчиняется особым правилам, устанавливаемым еврейским законодательством. Эти правила обеспечивают соблюдение священного характера праздничных дней, не ущемляя при этом основных потребительских потребностей общества.

Основные принципы торговли:

Нельзя заниматься торговлей во время Холь аМоэд, будь то продажа или покупка товаров.

Однако, если возникает редкая возможность купить или продать что-то, что не всегда доступно, торговля разрешена.

Торговля не для праздника:

Торговля, не связанная с праздником, запрещена во время Холь аМоэд.

Тем не менее, если человек торгует из-за нехватки средств для обеспечения потребностей праздника или чтобы обеспечить доход рабочему, у которого нет чего есть, торговля разрешена.

Продажа товаров для праздника:

Разрешено продавать товары, если есть опасение потери клиентов, если не продать им во время праздника.

Продажа товаров, таких как рыба или маца во время Песаха, разрешена как обычно в будние дни.

Также разрешено продавать товары для второго дня праздника галут или для ближайшего Шаббата после последнего дня праздника.

Покупка товаров во время праздника:

Разрешено покупать товары, необходимые для праздника, но желательно приобретать их заранее.

Покупка продуктов питания разрешена, и покупателям не нужно ограничивать количество покупаемого, даже если они покупают больше, чем нужно для праздника.

Торговля с неевреями:

Если нееврей приходит купить товары, разрешено продавать ему во время праздника.

Однако, если в городе покупатели – только неевреи, запрещено открывать магазин для продажи.

Специфические товары:

Магазины одежды, обуви, посуды, украшений и подобных товаров, которые явно не предназначены для праздника, должны продавать свои товары скромно, например, открывая только одну из двух дверей магазина.

Запрет стричься и бриться в Холь а-Моэд

В Холь а-Моэд запрещено стричься и бриться, даже тому, кто подстригся или побрился накануне Йом тов. Запрещено стричься и состригать волосы в любом месте тела. Относительно этого запрета нет разницы между мужчиной и женщиной.

Если человек не подстриг ногти накануне Йом тов, ему не следует стричь ногти в Холь а-моэд. В любом случае для выполнения заповеди (к примеру, моэлю, чтобы сделать обрезание, или женщине –  для того, чтобы окунуться в микву) разрешено подстричь ногти.

Запрет стирать в Холь а-моэд

Запрещено стирать даже для целей праздника. Тем не менее разрешено стирать детскую одежду для праздника, так как  она постоянно пачкается, а также, если в этом есть необходимость, такие вещи, которые должны быть постоянно сменяемыми, к примеру: полотенца, носки, носовые платки.

Трапезы в Холь а-моэд

Трапеза, устраиваемая в Холь а-Моэд, обязательно должна включать хлеб (а в Песах – мацу). Тот, кто ел любые другие блюда, но не ел во время трапезы хлеба, не считается выполнившим и участвующим в трапезе.

Существует обычай есть в Холь а-моэд на столе, покрытом скатертью,  — как в субботу и праздники.

Молитвы в Холь а-моэд

В полупраздничные дни каждый день читают Алель (в Суккот — полный, а в Песах — неполный Алель; о причине различий читайте тут).

Коль скоро в полупраздничные дни приносили в Храме дополнительную жертву Мусаф, то в эти дни утром каждый день молятся также молитву Мусаф.

В молитву Шмоне эсре и в Биркат а-мазон добавляют отрывок «Яале веяво». Подробне об этом читайте тут. Тот, кто забыл его сказать и уже закончил молитву, должен помолиться заново.

Каждый день производят публичное чтение Торы: читают отрывок, связанный с данным праздником.

В утренней молитве в Песах не читается псалом Мизмор ле-тода (Теѓилим, 100), так как в Храме в эти дни не приносилась благодарственная жертва (корбан тода). Дело в том, что ее необходимо приносить вместе с хлебом, испеченным из сквашенного теста, что в Песах невозможно.

Запрет жениться в Холь а-моэд

В Холь а-Моэд не женятся, поскольку «не смешивают одну радость с другой». Но разрешается снова жениться на женщине, с которой прежде развелся. И также разрешено устраивать трапезы в честь обрезания и выкупа первенца, кроме того, можно заключать брачный договор и устраивать в честь этого события трапезу.

Заповедь радоваться в Холь а-моэд

Подобно Йом тов, в Холь а-моэд существует заповедь радоваться. Подробнее об этой заповеди читайте тут.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому