Чем жена раби Ханины топила печь?
Рассказывается (Таанит 24б), что каждый день (с Небес) выходило пророчество: «Весь мир питается в заслугу Моего сына Ханины, а Моему сыну Ханине достаточно одной меры плодов рожкового дерева от кануна субботы до кануна субботы» (всю неделю у него не было хлеба, и он питался плодами рожкового дерева. – Раши). В канун субботы его жена обычно растапливала печь и клала туда тряпки, чтобы шел дым, так как ей было стыдно, что все соседки топят печь и пекут хлеб к субботе, а у нее ничего нет. Однажды, в канун субботы, когда жена раби Ханины растопила, как обычно, печь, одна ее соседка сказала: «Я ведь знаю, что у нее ничего нет. Пойду-ка я посмотрю, что это она кладет в печь, отчего та дымится». Когда она приблизилась к печи, жене раби Ханины стало стыдно, и она поспешила войти в дом. Случилось чудо, и ее печь наполнилась хлебами, а миска возле печи наполнилась тестом. Соседка позвала рабанит, жену раби Ханины, чтобы та принесла ухват и вынула хлеб из печи, так как он уже начал пригорать. Рабанит сказала ей: «Для этого я и зашла в дом, чтобы принести ухват».
Из этого мы учим, что она знала: Всевышний не даст ей опозориться и сделает ей чудо, поскольку для нее чудеса были обычным делом.
Столик, у которого две ножки
Жена раби Ханины сказала мужу: «Сколько же мы будем так мучиться?!» Раби Ханина ответил ей: «Что же мне делать?» Рабанит сказала: «Молись Б-гу, чтобы послал нам пропитание». Раби Ханина помолился, и появилась как будто рука, в которой была ножка стола из золота, украшенная драгоценными камнями. Ночью они увидели во сне, как праведники сидят в будущем мире за столами, стоящими на трех ножках,
а раби Ханина сидит за столом, у которого две ножки. Наутро раби Ханина сказал жене: «Тебе понравится, что все праведники будут сидеть за целыми столами, а мы за ущербным?!» Жена сказала: «Что же мы будем делать? Молись Всевышнему, чтобы Он забрал назад ножку стола, которую дал нам». Он помолился, и ножку забрали. Наши мудрецы сказали, что это последнее чудо было более великим, чем первое, ведь по традиции нам известно, что с Небес дают, но не забирают.
«Тот, кто велел гореть маслу, велит гореть и уксусу»
Однажды в канун субботы, на закате, раби Ханина бен Доса заметил, что его дочь грустна. Он спросил ее: «Дочь моя, почему ты грустишь?» Она ответила: «Я перепутала сосуд уксуса с сосудом масла и зажгла уксус» (в те времена свечи представляли собой емкость, в которую наливали масло и вставляли фитиль). Отец сказал ей: «Дочь моя, какая тебе разница? Тот, кто велел гореть маслу, велит гореть и уксусу». Мудрецы сообщают, что те свечи горели всю субботу, и от них зажгли свечу для авдалы (Таанит 25а).
Медведи на козьих рогах
У раби Ханины бен Доса были козы. Ему сказали: «Твои козы приносят ущерб – они едят на (чужих) полях». Он ответил: «Если это так, пусть их съедят медведи. А если это не так – пусть каждая из коз принесет медведя на своих рогах». К вечеру козы вернулись, и каждая принесла на рогах медведя. А откуда у раби Ханины были козы (ведь он был крайне беден)? Рав Пинхас рассказывал, что однажды некий человек проходил мимо дома раби Ханины и оставил там кур. Их нашла жена раби Ханины. Муж сказал ей: «Не ешь их яиц». Из яиц вылуплялись цыплята, и их стало так много, что они приносили неудобство раби Ханине и его жене. Раби Ханина продал их и купил на эти деньги коз. Однажды в том месте снова проходил человек, который потерял кур. Он сказал своему знакомому: «Здесь я оставил своих кур, а потом забыл про них». Раби Ханина бен Доса услышал это и спросил: «А был у них опознавательный знак?» Тот ответил утвердительно и рассказал, какие опознавательные знаки были у его кур. Тогда раби Ханина отдал ему коз. Это – те самые козы, которые принесли на рогах медведей (Таанит 25а).
Дом, построенный молитвой
У раби Ханины была соседка, которая строила дом, но балки оказались слишком короткими и не достигали начала следующей стены. Соседка пошла к раби Ханине и сказала: «Я строю дом, но балки слишком коротки». Раби Ханина спросил: «Как тебя зовут?» Она ответила: «Эйхо». Он сказал: «Эйхо, твои балки достигнут нужной длины», и так и произошло. Раби Плеимо сказал: «Я видел этот дом. Балки выходили из него на локоть в каждом направлении, и мне сказали, что это дом, который построил раби Ханина бен Доса своей молитвой».
«Всему миру плохо, а Ханине хорошо?»
Как-то раби Ханина бен Доса шел по дороге. Пошел дождь. Раби Ханина сказал Всевышнему: «Владыка мира! Всему миру хорошо, а Ханине плохо?» Дождь тут же прекратился. Когда раби Ханина добрался до дому, он сказал: «Владыка мира! Всему миру плохо, а Ханине хорошо?» Тут же снова пошел дождь (Таанит 24б).
Горе змее, которой встретился раби Ханина
Наши мудрецы рассказывали, что в одном месте была ядовитая змея арод, которая кусала людей. Люди пришли к раби Ханине бен Доса и рассказали об этом. Он сказал: «Покажите мне ее нору». Пошли с ним и показали нору змеи. Раби Ханина приставил свою пятку ко входу в нору. Змея подползла и укусила его, после чего издохла. Раби Ханина положил ее на плечи, принес в Дом учения и сказал: «Смотрите, дети мои! Не змея умерщвляет, а грех!» А вот слова Раши, которые я нашел в «Алахот Гдолот»: «Говорят в Израиле, что, когда змея арод кусает человека, если она после этого первая достигнет воды, человек умрет. А если человек достигнет воды первым, то змея умрет. Для раби Ханины было сотворено чудо – прямо под его пяткой забил источник». Тогда сказали: «Горе человеку, которому встретилась ядовитая змея! И горе змее, которой встретился раби Ханина бен Доса!» (Брахот 33а).
Слабый лев
Однажды раби Ханина увидел льва и сказал ему: «Слабый царь! Разве я не заклял тебя не показываться в стране Израиля?» Лев тут же бросился наутек, а раби Ханина побежал за ним и сказал: «Я виноват перед тобой, ведь я назвал тебя слабым, а твой Творец назвал тебя сильным», как сказано (Мишлей 30:30): «Молодой лев сильнее всех животных»[2].
Если молитва льется…
Рассказывается (Брахот 34б), как однажды заболел сын рабана Гамлиэля. Он послал двух мудрецов к раби Ханине бен Доса, просить, чтобы тот помолился за его выздоровление. Раби Ханина увидел приближающихся мудрецов, поднялся на чердак и стал молить Б-га о милосердии к больному. А когда спустился, сказал посланцам: «Идите с миром, ведь уже спал жар». Они спросили: «Разве вы пророк?» Он ответил: «Я не пророк и не сын пророка. Но я знаю, что, если моя молитва льется гладко, значит, она принята». Посланцы заметили время, а когда пришли к рабану Гамлиэлю, он сказал им: «Именно так! В тот час, когда раби Ханина молился, у больного спал жар и он попросил пить».
«Он подобен рабу царя, а я подобен министру перед царем»
Как-то он отправился учиться у рабана Йоханана бен Закая. Сын рабана Йоханана заболел, и он попросил раби Ханину: «Ханина, сын мой, помолись за него, и он будет жить». Раби Ханина склонил голову и помолился, и больной выздоровел. Рабан Йоханан бен Закай сказал: «Если бы я сидел весь день со склоненной головой, моя молитва не получила бы ответа». Жена рабана Йоханана спросила: «Разве Ханина более велик, чем ты?» Рабан Йоханан ответил: «Нет, но он подобен рабу царя (который, как домочадец, входит в царские покои и выходит без надобности просить разрешение. – Раши), а я подобен министру перед царем (который не может войти к царю, когда пожелает).
[1] Коэлет Раба 1:1, Шир а-Ширим Раба 1.
[2] Мидраш Танхума, Ваигаш, глава 3.