Прежде чем обсуждать, куда отправились потерянные десять колен, давайте сначала выясним, воссоединятся ли они с остальными евреями.
В Мишне приводится спор двух великих мудрецов о том, вернутся ли десять колен.
Рабби Акива говорит: «Не возвратятся, ведь сказано в стихе: «И изгнал их Господь из земли их в гневе и ярости, и негодовании великом, и забросил их в другую землю, как это ныне» (Дварим, 29:27). Точно так же, как проходит день и никогда не возвращается, так и евреи были изгнаны и никогда не вернутся».
Рабби Элиэзер говорит: «Как за днем следует темнота, но после нее свет снова возвращается, так и, хотя будут темные времена для десяти колен, Господь в конечном итоге выведет их из этой тьмы» (Талмуд, Санедрин 110b). Точно так же, как проходит день и никогда не возвращается, так и евреи были изгнаны и никогда не вернутся».
Затем Талмуд приводит и третье мнение.
Рабби Шимон бен Йеуда из Акко говорит: «Если их поступки подобны этому дню, то они не возвратятся; но если нет, то возвратятся» (Санедрин, 10:5).
Имеется в виду: если их дела такие же, какими были «в этот день» — в день их изгнания, тогда они не вернутся. Однако если они раскаются, то вернутся.
Итак, в Талмуде есть три мнения по этому вопросу. Рабби Акива считает, что десять колен не вернутся, рабби Элиэзер — что вернутся, а рабби Шимон говорит, что это полностью зависит от того, раскаются они или нет.
Рабби Акива: потеряны навсегда
Мнение рабби Акивы нуждается в дополнительном объяснении, ведь оно противоречит четким пророчествам об окончательном воссоединении десяти колен с остальной частью Израиля.
Пророк Йехезкель так описывает окончательное воссоединение между десятью племенами и коленом Йеуды (эти колена представлены именно коленом Эфраима, потому что их условная столица находилась на территории этого колена):
«А ты, сын человеческий, возьми себе посох один и напиши на нем: «Йеуде и сынам Израиля, объединившимся с ним». И возьми другой посох и напиши на нем: «Йосефу, посоху Эфраима и всех сынов Израиля, объединившимся с ним». И приблизь их один к другому, (как будто) у тебя посох один, и превратятся в один в руке твоей. И когда скажут тебе сыны народа твоего, говоря: «Не скажешь ли нам, что это у тебя?». Скажи им, так сказал Господь Бог: «Вот Я беру посох Йосефа, который в руке Эфраима и колен Израиля, объединившихся с ним; и положу его к посоху Йеуды, и сделаю их посохом единым, и превратятся они в один в руке Моей». И будут посохи, на которых напишешь ты, в руке твоей пред глазами их. И скажешь им: так сказал Господь Бог: «Вот Я беру сынов Израиля из среды народов, где ходили они; и соберу их со всех сторон и приведу их в землю их. И сделаю их народом единым в стране той, на горах Израиля. И царь один будет для всех них царем, и не будут впредь двумя народами. И никогда не разделятся впредь на два царства» (37:16–22).
Кроме того, пророк четко и подробно предсказывает, как во времена Искупления Израиль будет разделен на тринадцать частей — тринадцать, поскольку колено Йосефа, как известно, было разделено на два по числу его сыновей, Эфраима и Менаше (Йехезкель, гл. 47–48).
Так чем же в таком случае объясняется сказанное рабби Акивой, если он говорит, что десять колен никогда не вернутся? Рабби Йосеф Альбо (1380-1444) в своей книге Сефер а-Икарим объясняет его мнение так: он считал, что пророчества Йехезкеля уже сбылись в эпоху Второго Храма в Иерусалиме (4:42). Однако это объяснение вызывает некоторые сомнения, ведь в Мидраше сам рабби Акива сравнивает изгнание десяти колен из Израиля с вдовой, а это уже говорит о том, что, исчезнув, колена уже не вернутся.
Они уже вернулись?
Хотя многие поддерживают идею, что все современные евреи потомки только двух с половиной колен, правда в том, что, когда десять колен были захвачены в плен и отправлены в изгнание, десятая часть населения Израиля все же осталась на месте. Как провозглашает пророк Амос:
«Ибо так сказал Господь Бог: в городе, выступающем (в поход) тысячей, останется сотня, а в выступающем сотнею останется десяток, – в доме Израиля» (5:3).
Кроме того, есть еще один рассказ о возвращении некоторых из десяти колен: царь Йошияу взял на себя обязательство восстановить Святой Храм, который долгое время пребывал оскверненным предыдущими царями-идолопоклонниками. И пока восстановление происходило под руководством первосвященника Хилькияу, был найден древний свиток Торы времен Моше.
Этот уникальный свиток хранился в Святая Святых Храма, но во времена царей-идолопоклонников праведный первосвященник убрал его оттуда и спрятал в тайном месте в Храме. Когда был открыт и прочитан этот свиток Торы, он открылся на разделе книги Дварим, содержащем предостережение, где Бог предупреждает еврейский народ о страшных последствиях, которые повлечет за собой пренебрежение Торой и ее заповедями, что приведет в конечном итоге к разрушению Храма и изгнанию всего народа.
Йошияу, потрясенный и разбитый горем, в знак траура разорвал на себе одежду и приказал Хилькияу и еще четырем королевским посланникам срочно отправиться к святым пророкам узнать, что можно сделать в связи с этим божественным предупреждением. Они пошли к пророчице Хульде и услышали от нее пророчество о надвигающейся гибели в изгнании и о том, что благодаря своему смирению перед Господом царь будет спасен, а все грядущие бедствия постигнут народ только после его кончины.
Талмуд обращает внимание: не будь такая срочность, царь должен был бы послать своих людей не к Хульде, а к Ирмияу, который был тогда главным пророком. Но Ирмияу был занят божественной миссией по возвращению десяти колен, которые он фактически собрал и вернул в Израиль к Йошияу.
Однако пророк Ирмияу возвратил не всех изгнанников. Скорей он собрал лишь некоторых людей из десяти колен, которым удалось убежать из изгнания. Затем эти люди присоединились к остальному еврейскому народу.
В книге Эзры (гл. 2) эти другие колена не упоминаются в числе тех, кто вернулся в Израиль, чтобы построить Второй Храм, потому что они были смешаны с коленами Йеуды и Биньямина и посчитаны вместе с ними.
В свете вышеизложенного мы можем лучше понять мнение рабби Акивы о том, что десять колен не вернутся. Основной посыл его слов такой: кто должен вернуться, уже это сделали, а остальные потеряны навсегда, смешавшись с другими народами.
По мнению некоторых авторитетов, рабби Акива считал, что те люди, которые были изгнаны, не имеют доли в будущем мире; однако их потомство совершит тшуву – раскается, и благодаря этому у них будет доля в будущем мире, они-то и возвратятся во времена окончательного Избавления.
Итак, вернутся ли потерянные колена, которые не вернулись с Ирмияу, и воссоединятся ли со своим народом?
Маймонид пишет в связи с этим спором между рабби Акивой и рабби Элиэзером, что, «когда в Талмуде есть спор, который не имеет никакого отношения к нам, еврейский закон не может принять сторону ни одной из сторон».
Тем не менее, есть те, кто все же делает выводы и говорит, что мы должны следовать мнению рабби Элиэзера – то есть что десять колен в конечном итоге будут воссоединены с остальной частью Израиля во время Избавления с приходом Машиаха.
Существует общее правило, что в спорах между рабби Акивой и другими отдельными учеными окончательное решение принимается в соответствии с мнением рабби Акивы. Однако здесь это правило не применяется, очевидно, таким образом Талмуд как бы упрекает рабби Акиву за то, что в этом его мнении нет и следа обычно присущего ему духа доброты и щедрости, и стремления оправдать еврейский народ.