Ткиа, шварим и труа – язык шофара, который выходит за рамки слов.
Выразить невыразимое
В моей общине был один молодой человек, который из-за ужасной аварии впал в кому. Прогнозы, увы, были неутешительными — парень в течение нескольких месяцев не реагировал ни на какие врачебные манипуляции.
В Рош а-Шана раввин, работавший в той больнице, делал обход пациентов, чтобы дать им возможность выполнить заповедь услышать звук шофара. Оказавшись около палаты моего знакомого, он сначала прошел мимо. «А есть ли смысл заходить? — подумал он про себя. — Врачи сказали, что этот человек на самом деле где-то далеко отсюда».
Но поразмыслив, он все же решил, что, даже если разум пострадавшего не способен откликнуться на мистические ноты инструмента, данного нам Всевышним, возможно, шофар достигнет хотя бы его души. В конце концов, душа была создана Самим Всемогущим, который вдохнул в физическое тело Адама «дыхание жизни», фактически вложив в него часть Своего божественного Духа. Эта душа и определяет нас как существ, созданных «по образу Бога».
В общем, он зашел в палату и… Сразу после звуков шофара веки молодого человека дрогнули. Его губы начали шевелиться. Он открыл глаза и узнал окружающих его людей!
Как такое возможно?
Ответ прост и в то же время глубок. Длина волны, на которой «работает» шофар, находится на другом уровне, чем та, которая воспринимается нашими ушами и разумом. Нешама, душа человека, слышит то, чего ее носитель не слышит — или, порой, чего он не хочет слышать.
Что касается нашей души, то она более приспособлена к реальности, чем все другие органы. Именно душа — это то, кем мы являемся на самом деле, и посредством ее осуществляется самая прочная личная связь, которая существует между нами и нашим Создателем.
Не случайно мы говорим о ком-то, кто умер, что он скончался. В латыни это понятие состоит из двух частей — «ex» и «spiritus». «Spiritus» означает дыхание; «еx» относится к тому, что уходит. Смерть — это момент, когда дыхание Бога, когда-то оказавшееся внутри человеческого тела, возвращается к своему Источнику. Это прекращение присутствия Бога в процессе существования человека.
Подтверждение и осознание того, что Бог разделяет с нами нашу жизнь с первого и до последнего вздоха, это и есть истинный смысл жизни.
Когда мы признаем эту истину, мы «вдохновляемся» — то есть буквально наполняемся осознанием Божественного дыхания, которое определяет наше партнерство с Богом.
Заповедь слушать шофар показывает нам, что существует некий уровень общения с Всевышним, превосходящий все рациональное. Он демонстрирует, что исполнение заповеди может достичь своей цели в мгновение ока, что эмоция одной музыкальной ноты может означать больше, чем блестяще написанное длинное послание.
Пожалуй, лучше всего об этом сказал английский писатель Олдос Хаксли: «Музыка стоит на втором месте после молчания, когда речь идет о том, чтобы выразить невыразимое».
Три звука шофара
Мудрецы Талмуда раскрывают истинный смысл, заложенный в звуки, которые необходимо извлекать из шофара в Рош а-Шана. Да, их нужно прочувствовать. Но также их необходимо понять, потому что они передают некоторые из самых глубоких истин нашего жизненного опыта.
Каждый из трех звуков шофара по-своему готовит разум и душу слушателей к духовному процессу, который им предстоит пройти, и придает особое, высшее значение нашему взаимодействию с Богом.
Первый из них — ткиа. Этот длинный, непрерывный и ровный звук олицетворяет стабильность. Это дисциплина и последовательность. Именно таким образом трубили во время коронации нового правителя.
Это нота радости и надежды, веры в высшую добродетель Вселенной и ее обитателей. В Рош а-Шана мы коронуем Всевышнего как Царя всего мира. Ткиа звучит для того, чтобы собирать людей вместе для радостных событий и обмена хорошими новостями.
Ах, если бы только наша жизнь всегда была наполнена «звуками музыки», которые пробуждают в нас желание петь и танцевать, праздновать и ликовать!.. Но все же мы должны признать, что жизнь порой неизменно проводит нас через моменты боли, печали и отчаяния. Эти моменты выражаются через шварим и труа — два других звука шофара.
Шварим — три прерывистых звука. Это звуки боли, протяжные вздохи, стенания. Ой, ой, ой!.. Слыша их, мы вспоминаем о той боли, которую испытали многие из нас за последние полтора года пандемии.
Эти три звука плача сопровождаются девятью короткими вдохами отрывистого труа, подчеркивая испытание веры, которое выпало на нашу долю, когда мы были вынуждены стать свидетелями торжества болезни и смерти, превосходящих по своему масштабу все подобные эпидемии нашего времени, которые мы только можем вспомнить.
Но после стонов шварим и коротких отрывистых труа, напоминающих нам о недавних печальных событиях, мы все еще сохраняем надежду на последний призыв ткиа гдола — долгий ровный звук шофара, который не только положит конец циклу разного масштаба трагедий, но и приоткроет завесу долгожданной эпохи Машиаха, характеризующейся всеобщей гармонией, спокойствием и радостью.
В этом заключается музыкальное послание шофара, которое взывает к нашим душам. Я думаю, что молодой человек, которого звуки шофара вернули к жизни из почти безнадежно глубокой комы, каким-то образом сумел услышать гораздо больше, чем просто голос музыкального инструмента. Его душа услышала необходимое для себя послание.
В наступающий Рош а-Шана я буду молиться о том, чтобы мы все тоже уловили послание шофара и чтобы наша жизнь вышла за пределы нот, говорящих о бедах и болезнях. Чтобы мы, наконец, удостоились получить благословение ткиа гдола и обрели полное искупление за все, что совершали в течение своей жизни.