Вопрос:
Пишут ли наши мудрецы о том, что человек, который не преодолел какое-либо свое вожделение, и после смерти продолжает вожделеть этого, но не может удовлетворить этого, ибо тело уже умерло?
Ответ:
Ваше утверждение верно. Об этом приводится в книге Рабейну Йоны «Врата раскаяния» (2, 18). Рабейну Йона пишет там: «И знай, что душа грешника, всё стремление которого при жизни было к вещам материальным, … опустится после его смерти вниз, в землю, к тому, к чему она стремилась, и будет она, как свойственно праху, опускаться, а не подниматься. Но поднимут её на Небеса на суд, и на разбирательство, и чтобы увидеть, как променяла она Небеса на преисподнюю ». В подтверждение своих слов Рабейну Йона приводит высказывание мудрецов из Мидраша «Коэлет Рабба» (3, 27): «Как души праведников, так и души грешников поднимаются на Небеса и проходят там суд. Души праведников оправдывают в суде и помещают под Престолом Славы, а души грешников возвращаются, и опускаются, и перемешиваются с землёй». По мнению Рабейну Йоны, в словах «перемешиваются с землёй» мидраш имеет в виду, что они продолжают быть неразрывно связанными со всеми земными желаниями .
Причина того, что душа после смерти человека продолжает стремиться к тем вещам, к которым человек стремился при жизни (хотя в могиле он уже понимает, что вожделеть этих вещей не стоит), заключается в том, что работать над собой и изменять себя человек может только при жизни, а после смерти он уже не может изменить себя. Как сказал царь Шломо в книге Коэлет (9, 10): «Всё, что сможет рука твоя делать, в меру сил своих делай, ибо нет ни дела, ни замысла, ни знания, ни мудрости в преисподней, куда ты идёшь».
Этот принцип поможет нам понять слова мудрецов в трактате Гитин. Там (56, б) рассказывается: когда Ункелос (который впоследствии перевёл Тору на арамейский язык) захотел принять еврейство, он вызывал с помощью колдовства души различных людей и спрашивал их, стоит ли ему это делать. Среди его консультантов были два грешника — Тит и Билам. Оба они сказали, каждый на свой лад, что переходить в еврейство не стоит. Тит сказал: «У евреев много заповедей, и ты не сможешь выполнить их все. Иди, начни с евреями войну, потому что каждый, кто воюет с ними, в конце концов, оказывается во главе». А Билам сказал: «Не делай им никакого добра во все дни». В то время, когда Тит и Билам давали эти советы, они были уже в мире истины и знали истинный уровень еврейства и значение соблюдения заповедей, но, поскольку при жизни привыкли говорить о евреях дурно, продолжали так же поступать и после смерти. Кто не исправил себя при жизни, останется таким же и после смерти!