«Сыны вы Б-гу — не делайте на себе надрезов (ло титгодеду)… по умершим».
Дварим (14:1)
Корень г-д-д означает «резать», «отрезать». Мидраш Танхума приводит иное толкование этого стиха: «Не делитесь на группы».
Существование двух раввинских судов в одном городе вполне допустимо, поясняет мидраш Танхума, главное — чтобы они не враждовали друг с другом.
Хафец Хаима однажды спросили, почему евреи Торы делятся на множество групп: сефарды и ашкеназы, хасиды и «литваки», а внутри хасидов — бесчисленное множество дворов, у каждого из которых свои обычаи: одни больше учат Тору и меньше молятся, другие наоборот — меньше учатся и больше молятся. Одни в праздники больше танцуют, другие больше поют. Не разумнее ли свести всех к одному знаменателю, к одному своду обычаев, к одной форме иудаизма?
«Почему вы спрашиваете меня? — ответил Хафец Хаим. — Обратитесь с тем же вопросом к кайзеру: почему его армия делится на сухопутные силы, моряков и летчиков? А сухопутные силы, в свою очередь, состоят из кавалерии, пехоты, артиллерии и т.д.? Разве не легче управлять одним родом войск?» Наверное, легче, но вот эффективность… Чтобы победить противника, требуется умение успешно применять на практике военную тактику: в ближнем бою хорош пехотинец, в дальнем — артиллерия. Военные действия на суше надо поддержать ударами с моря и воздуха.
Мы тоже ведем войну, заключил Хафец Хаим, войну с мировым злом, и для победы нам требуются различные средства и всевозможные тактические приемы. Все эти разнообразные группы, на которые делится религиозное еврейство, составляют одну армию — армию Всевышнего, и мы должны помнить, что сражаемся за одно общее дело — Его дело. Каждый бьет врага своим оружием, своей излюбленной тактикой. А весь Израиль услышит и убоится, и не станут более делать такого зла в среде твоей (13:12).