Вопрос:
В комментариях Раши к главе Берешит нашли историю о том, что Хава поддалась искушению из-за того, что исказила слова Б-га, т.е. Всевышний сказал: «Но от древа познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, когда съешь от него, смерти предан будешь» [Берешит 2:17], а Хава в разговоре со змеем добавила «и не касайтесь его» [Берешит 3:3]. После чего змей толкнул Хаву, и она прикоснулась к дереву, соответственно, не умерла. Ну и далее по тексту змей её таки искусил.
К этому комментарию Раши относит закон «Не прибавь к Его словам» [Притчи 30, 6].
То, что сделала Хава, в принципе, соответствует закону о мукце. Возникает вопрос: как объяснить правомерность ограды для Торы?
Ответ раввина:
Добавление можно считать добавлением только в том случае, если оно идентично по своей природе тому, к чему «добавляется». Например, если я пристрою комнату к квартире, это будет считаться «пристройкой». Но если я посажу сад рядом с домом, это не будет считаться «пристройкой», поскольку сад не идентичен по своей природе дому.
Добавление к Торе считается добавлением, и, следовательно, запрещено, только когда дополнительная заповедь воспринимается как заповедь самой Торы. Следует выполнять заповеди мудрецов с пониманием, что эти заповеди не являются частью самой Торы. Заповеди мудрецов даны во исполнение заповеди (Ваикра 18, 30) «Храните закон Мой», которая повелевает сделать ограду для заповедей Торы (см. Йевамот 21 а). Заповеди мудрецов являются оградой для законов Торы, поскольку они отдаляют от нарушения этих заповедей. Возьмем, к примеру, запрет о мукце, который Вы упомянули. Если бы не было запрещено пользоваться в субботу предметами, предназначенными для запрещённых в субботу работ, каждый еврей был бы гораздо ближе к нарушению субботы с помощью этих предметов. И так мы видим в природе – у каждого органа есть часть, предназначение которой защищать этот орган от возможности различных повреждений. Сама Тора повелевает нас выполнять слова мудрецов, как сказано (Дварим 17, 11): «Не уклоняйся от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево».
Грех Хавы состоял не в том, что она взяла на себя не дотрагиваться до дерева (наоборот, это был правильный поступок, как объясняет Велинский Гаон ), а в том, что она сказала, что Творец запретил дотрагиваться до дерева.