В Белостоке жил один сумасшедший по имени Михаэль. Рав Стайплер помнил его. Он решил, что он ангел Михаэль. Когда над ним смеялись, он возмущался: вы не верите в слова пророков! Он открывал книгу Даниэля и показывал, что там ясно написано, что
Михаэль – важный ангел, (Даниэль, 10:13).
Что имеется в виду? Равнодушие в день Суда. И это понятно. Люди делают простой подсчет, логическое уравнение: кто-нибудь будет оправдан на Суде, я – кто-нибудь, значит, я буду оправдан на суде. Здоровая логика Михаэля, сумасшедшего из Белостока.
У Михаэля было хобби. Он собирал хлам. В его глазах это не было сумасшествием. И здесь он приводил мишну: «Нет человека, у которого нет своего часа, и нет вещи, у которой нет своего места» (Трактат Авот, 4:3).
Все те годы, что я провел в ешиве, я не удостоился увидеть Михаэля. Он жил в доме учения, и хлам заполнял все углы. Оконная рама. Рухлядь, тряпки.
Однажды мы сидели и учились, и тут в дверях появился Михаэль. Пот тек с него ручьями, а его глаза излучали счастье. Он нес на спине сломанный комод, выброшенный на улицу. Он пытался войти с этим грузом в дом учения, но застрял. Комод был шире дверей. Он отступил назад, и снова атаковал дверь. Бум-бум, все учащиеся подняли головы. А он опять устремился вперед, как бодливый бык. Глупец, так ты не войдешь, сними комод, разбери его, оставь на улице и войди, как царь. Брось, не учи сумасшедшего, кто ты такой, чтобы учить его чему-то!
Увы, так много “Михаэлей” хотят войти в зал грозных дней и день Суда с поломанным комодом и сумой суеты. Им трудно избавиться от них, это любимое их сокровище, которое они несут с гордостью. И мы понимаем их, тяжело им выбросить хлам, но только так они станут свободными людьми и войдут с поднятой головой в светлый зал.