в ,

Испытание оседлостью. Недельная глава Ки Таво

image_pdfСохранить в PDFimage_printПечатная версия

 (1) И будет: когда придёшь ты на Землю, которую Б-г, Г-сподь твой, даёт тебе в удел, и унаследуешь её, и поселишься в ней; (2) И возьмёшь от первинок всякого плода земли, который получишь от земли твоей, которую Б-г, Г-сподь твой, даёт тебе, и поло- жишь в корзину, и пойдёшь на место, которое избе- рёт Б-г, Г-сподь твой, сделать обиталищем Его Име- ни; (3) И придёшь к коэну, который будет в те дни, и скажешь ему: «Заявлю сегодня Б-гу, Г-споду твоему, что пришёл я на Землю, о которой Б-г поклял- ся нашим отцам, дать [её] нам». (4) И возьмёт коэн корзину из руки твоей, и положит её пред жерт- венником Б-га, Г-спода твоего. (5) И ответишь ты, и скажешь перед Б-гом, Г-сподом твоим: «Арамеец (хотел) погубить отца моего; и спустился в Египет, и проживал там малочисленным, и стал там народом великим, могучим и многочисленным, (6) И зло делали нам египтяне, и истязали нас, и обременяли нас тяжкой работой. (7) И возопили мы к Б-гу, Г-споду отцов наших, и услышал Б-г голос наш, и увидел бедствие наше и непосильный труд наш, и притеснение наше. (8) И вывел нас Всевышний из Египта десницей крепкою и рукою простёртой, и со страхом великим, и с чудесами, и знамениями; (9) И привёл Он нас на это место, и дал нам эту зем- лю, землю, текущую молоком и мёдом. (10) И сей- час, вот я принёс первинки плода Земли, которую Ты дал мне, Б-г!» — И положишь это пред Б-гом, Г-сподом твоим, и поклонись пред Б-гом, Г-сподом твоим. (11) И будешь радоваться всему благу, которое дал Б-г, Г-сподь твой, тебе и дому твоему, — ты и левит, и пришелец, который в среде твоей. (Два- рим 26:1-11)

Благодарность за надел

Итак, еврей, наконец, отбрасывает свой посох вечного странника и превращается в оседлого человека на своей земле. Становится, наконец, народом, как все народы… Или всё-таки остаётся особенным, сохраняет эту вечную еврейскую инаковость?

Халуцим — сионисты-первопроходцы, осваивавшие Землю Израиля, — видели в занятии сельским хозяйством основной метод перековки галутного еврея и возвращения его к нормальной, здоровой жизни. Верный способ, наконец, освободиться от многовековой стигмы вечного торговца, который нигде не пустил корни.

Но… Представьте себе, например, французского крестьянина лет сто или двести назад, который приходит в церковь в своей деревне и начинает торжественно произносить что-то наподобие того, что полторы тысячи лет назад пришли в его землю франки, и стали воевать с галлами, и отвоевали эту землю у римлян… По аналогии с тем, что читаем мы в нашей главе.

Конечно, в культуре и традициях французов, как и любого народа, есть много аспектов, призванных напоминать о прошлом страны и народа, о великих деяниях славных предков. Ни один из них, однако, не заключается в том, что земледелец, собирающий урожай, должен был от имени всего народа выражать благодарность за это в виде некого приношения.

И тут становится понятно, чего требует от нас Тора при исполнении заповеди о бикурим — «первинках» нового урожая. Коллективная память еврейского народа должна превратиться в личную, индивидуальную память каждого еврея, владеющего наделом в Земле отцов.

Владелец мозгов

Рассказывают, что великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен как-то раз получил письмо от своего брата, недавно купившего поместье. В конце письма брат добавил к своей подписи: «владелец усадьбы». В ответном письме Бетховен подписался: «Людвиг ван Бетховен, владелец мозгов».

Не забыть о высоком предназначении

Всевышний видел, какая опасность таится в том, что евреи, придя наконец в свою страну, могут разбрестись по своим наделам, усесться «каждый под своим виноградником и своей смоковницей» (аллюзия на Мелахим I, 5:5). Опасность эта заключается в том, что сыны Израиля могут просто-напросто превратиться в этаких «евреев-ханаанейцев». Речь при этом идёт не только о забвении Торы и заповедей. Заперевшись внутри «раковины» одной лишь своей собственной культуры, евреи могут забыть о том высоком предназначении, которое дано народу Израиля Всевышним — быть носителем творческой энергии, нравственным ориентиром для всех народов Земли.

Какое отношение с евреями Диаспоры?

Сегодня мы всё ещё далеки от того, чтобы разбрестись под «виноградники и смоковницы». Ещё не отстроен Храм, ещё не прекратились войны с врагами извне и внутренние конфликты в среде самого народа Израиля. У нас всё ещё нет возможности предаться благостному спокойствию. Тем не менее уже сегодня многие израильтяне — потомки тех самых халуцим-киббуцников — считают себя детьми нового народа. Их новые культура и мироощущение, которые так отличаются от культуры и мироощущения их прадедов, заставляют их задаваться вопросом о том, какое, по сути, отношение они имеют к евреям Диаспоры с их «галутной» психологией?

Еврей или израильтянин?

Некоторое время назад я участвовал в неком форуме, обсуждавшем, как водится, будущее еврейского народа и перспективы его сохранения, в котором участвовал и бывший премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт. Выступая перед собравшимися на форуме еврейскими лидерами, он сказал, что в молодости он чувствовал себя в большей степени «израильтянином», нежели евреем; но чем более зрелым он становился, тем большей ценностью становилось для него именно еврейство, факт принадлежности к народу, и уже потом — к стране.

Как бы то ни было, подход жителей Израиля — вне зависимости от уровня их религиозности — серьёзно отличается от того, что было традиционно свойственно евреям диаспоры. Это касается многих вопросов, в том числе и понимания своего места в мире.

Беженцы из Судана

Одна из тем, стоящих на повестке дня в современном Израиле, — это тема чернокожих беженцев из суданской провинции Дарфур, спасающихся от геноцида, чинимого там арабами. Многим из них удалось пересечь границу из Египта в Израиль, где они теперь просят убежища. Решением израильского правительства беженцы (которые, кстати сказать, исповедуют ислам) были возвращены в Египет, однако и там они подвергаются преследованиям и вынуждены опасаться за свою жизнь. В этой ситуации еврейские организации стран Диаспоры птаются повлиять на израильское правительство и убедить его предоставить убежище беженцам.

Вопрос этот можно рассматривать с разных точек зрения:

  1. с точки зрения законов Государства Израиль;
  2. с точки зрения Алахи;
  3. с точки зрения еврейской морали.

Первой точки зрения я не буду здесь касаться, ибо она известна и к тому же не относится к нашей теме.

Суданские дети в Израиле

С точки зрения Алахи, сторона вопроса весьма туманна. С одной стороны, сказано (Дварим 23:16-17):

(16) Не выдавай раба господину его, который спасётся у тебя от господина своего. (17) С тобой пусть поселится, в среде твоей, в месте, которое вы- берет, в одном из ворот, чтобы хорошо ему было, не притесняй его.

Мудрецы Талмуда спорят и о смысле сказанного (Гитин 45а): одни говорят, что имеется в виду раб, который ранее принадлежал еврейскому хозяину в Земле Израиля и был продан в другую страну; другие — что речь идёт о рабе, сбежавшем из чужой земли.

Вот что пишет по этому поводу Рамбам Мишне Тора» За- коны рабов 8, 10-11):

  1. Раб, который сбежал из-за границы в Землю [Израиля], — не возвращают его в рабство, о нём сказано: «Не выдавай раба господину его» (Дварим 23:16). И (человек, приютивший раба,) говорит гос- подину его, чтобы написал ему вольную, и чтобы написал на его (этого человека) имя долговое обя- зательство в размере стоимости его (раба), до тех пор пока не сможет выплатить ему (эту стоимость). И если хозяин не желает освобождать его — то рав- винский суд отменяет его рабство и [может] идти себе, [куда захочет].

  2. Раб этот, сбежавший в Землю [Израиля], вот он полноценный прозелит, и в отношении него до- бавила Тора ещё одно предостережение тому, кто притесняет его, поскольку он чувствует себя более униженным, чем (обычный) прозелит. И в отноше- нии него повелевает Писание, как сказано: «С то- бой пусть поселится, в среде твоей, в месте, которое выберет, в одном из ворот, чтобы хорошо ему было, не притесняй его» (Дварим 23:17), это («не притес- няй его») включает в себя также и запрет унижать его словами. Из этого учишь ты, что притесняющий такого прозелита (бывшего раба) нарушает три за- прета: «не притесняй, человек, ближнего своего» (Ваикра 25:17), «и прозелита не обижай» (Шмот 22:20) и «не обижай его» (Дварим 23:17). И также нарушает (запрет) «и не угнетай его» (Шмот 22:20), как объяснили мы в том, что касается обмана.

Как приведённый выше фрагмент из Торы, так и Рамбам говорят о запрете возвращать раба, сбежавшего от своего господина из другой страны в Землю Израиля.

Однако дарфурские беженцы не рабы, да и рабство в «классической» форме сегодня не существует. Потому возникает вопрос: имеет ли данный закон какое-то отношение к ним?

По моему мнению, в отношении данной ситуации напрашиваются параллели со сказанным в Талмуде относительно источников, на которые опирались мудрецы, постановив особый акт благодарности Всевышнему за чудесное спасение от планов Амана в Пурим.

Учили мудрецы: «Сорок восемь пророков и семь пророчиц пророчествовали народу Израиля и не убавили они и не прибавили к тому, что написано в Торе ничего, кроме [постановления о] чтении свитка [Эстер]». Что мы из этого учим? Сказал рабби Хия бар Авин, [что] сказал рабби Йеошуа бен Кор- ха: «И если за выход из рабства (Египта) на свободу мы говорим благодарственную песнь, разве не тем более, (что нужно сказать песнь) за жизнь, вместо смерти?» (Мегила 14а)

Пока раб жив — он имеет шанс стать свободным. Мёртвый лишён этого шанса. Нет большего рабства, чем смерть. И исходя из этого соображения, основанного на одном из тринадцати методов экзегетики, которыми пользовались наши мудрецы, будет логичным сказать, что беженцы Дарфура в определённом смысле имеют статус, близкий к статусу раба, сбежавшего в Землю Израиля. Поэтому беженцев этих, как и раба, нельзя выдавать прежнему господину, обрекая их на неминуемую гибель.

Очевидно, что алахический аспект этой проблемы был разобран нами здесь весьма поверхностно. На самом деле, это чрезвычайно серьёзная тема для обсуждения.

Моральный аспект

Милосердие — одна из особенностей евреев

И, наконец, третий аспект — моральный. Мудрецы (Йевамот 79а) назвали три качества, которыми обладают сыны Израиля: стыдливость, милосердие и стремление делать добро. Евреи в странах рассеяния традиционно ощущали солидарность и проявляли милосердие ко всем преследуемым и дискриминируемым меньшинствам. Причиной этому было понимание того, что, если некий режим позволяет себе так обходиться с неким национальным или религиозным меньшинством, следующим объектом преследования непременно станут евреи. Подтверждением этому служит то, что на про- тяжении всей новейшей истории евреи вставали в первые ряды различных правозащитных организаций, активно участвовали в национально-освободительных движениях других народов. Такое поведение было продиктовано их историческим чутьем.

Что случилось с нашей памятью?

Мы всё ещё помним, как в годы Второй мировой войны евреи Германии и оккупированной Франции стучались в ворота нейтральной Швейцарии, пытаясь найти там убежище от рук нацистов. Швейцарцы перекрыли границу, цинично заявив: места нет. Более того, они обратились к нацистским властям Германии, чтобы те ставили специальную отметку в паспортах у евреев, чтобы знать, кого отсеивать.

Что же случилось сегодня с нашей памятью? Почему, только лишь успев обрести независимое государство, мы вдруг стали так глухи к чужой беде и не готовы открыть наши ворота тем, кому угрожает смерть?

Именно поэтому Всевышний дал нам заповедь «первинок», чтобы в этот момент напомнить каждому из нас нашу собственную историю. Чтобы каждый из нас вспомнил, что для того, чтобы обрести свою страну, нужно было сначала пережить тяготы египетского рабства. Вспомнил, что всегда есть те, кто уповает на твою помощь, — левит, пришелец, сирота, вдова.

Эта статья — отрывок из книги рава Пинхаса Гольдшимда «Слово Торы». Эту книгу можно купить на сайте Еврейской Книги.

Жалоба

Проголосуйте:

0 баллов
За Против

Гомосексуалисты — равные права или санкции ?!

Шофар