Эту статью записала Оделия Лозовая
Благословен человек…
В Книге пророка Ирмиягу (17:7) сказано: «Благословен человек, который полагается на Господа и чьей опорой будет Господь».
Для чего пророк добавляет «чьей опорою будет Господь», ведь первая часть фразы «человек, который полагается на Господа» вроде бы уже это подразумевает?
Объясняя повтор, Мальбим сообщает важное правило: человек может полагаться на Творца и действительно сознавать, что всё происходит от Него, но при том ожидать, что помощь Творца будет посредством какого-то конкретного пути. Например, если у человека есть богатый родственник, он скорей всего будет надеяться, что Всевышний пошлет ему материальную помощь через этого родственника.
Такое упование на Творца не полноценно. А полноценным упование будет только тогда, когда вся надежда будет только на Бога, и человек не будет задумываться, каким именно образом поможет ему Творец – ведь он знает, что у Него множество способов помочь.
Пишет Мальбим, что именно о таком человеке говорит пророк. «Человек, который полагается на Господа и чьей опорою будет Господь» — это тот, кто не только полагается на Бога, но на самом деле делает Его своей опорой, не пытаясь решить за Творца, как именно помогать. И такой человек будет благословлен.
Такси или попутка?
Несколько лет назад я попал в интересную ситуацию, очень поучительную. Дело было в Иерусалиме, я стоял возле района Рамат Шломо в поисках такси или попутки — надо было срочно попасть домой. Я подумал тогда, что, хотя было бы логично считать появление попутки в нужном мне направлении за большее проявление милости Всевышнего, все же, возможно, это неправильно. И, может, выражением большей милости Творца будет именно появление такси, ведь — в отличие от попутки — такси привезет меня точно к месту назначения, я не буду смущаться и чувствовать себя обязанным водителю, а деньги на оплату такси Творец каким-то образом мне вернет.
Пока я так размышлял, подъехало такси. Добравшись до дома, я протянул водителю деньги, однако… К моему большому удивлению, он отказался их брать и сказал, что мой адрес ему все равно был по пути. И никакие мои уговоры его не переубедили.
И тут я понял, какую фундаментальную ошибку допустил в своих умозаключениях. Мысль о том, что Всевышний пошлет мне деньги на такси, бесспорно, звучит красиво, только не мне решать, как конкретно Бог мне в чем-то поможет: возможно, это такси — со всеми его удобствами, и при этом бесплатно, как на попутке.