«Евреи моей страны — её подданные и всякое посягательство на их свободу мы воспримем как оскорбление болгарам» (царь Болгарии Борис III)
Всем известен легендарный рассказ о том, как датчане спасли от рук нацистов 8 тысяч евреев, тайно переправленных в Швецию на рыбацких лодках.
А вот история о том, как спасли 50 тысяч болгарских евреев, знакома мало кому. Десятилетиями эти документы хранились за семью печатями у коммунистов Болгарии, стремившихся всеми возможными силами воспрепятствовать прославлению царя, церкви и не коммунистических парламентариев, которые бесстрашно, с присущей им личной отвагой, выступили против немцев. Они полагали, что воздавать должное следует только коммунистам.
До падения коммунистического режима в 1991 году эта история была покрыта мраком забвения и оставалась последней тайной периода Шоа.
Болгария — небольшое государство, население которого в начале Второй мировой войны достигло 7 миллионов человек. Около 50 тысяч евреев представляли Еврейскую общину, живущую в Болгарии со II века нашей эры.
Во время войны Болгария объединилась с нацистской Германией в надежде вернуть свои исконные территории (Македонию из Югославии и Фракию из Греции), оторванные от Болгарии после поражения в Первой мировой войне.
В 1940 году Болгария на основании печально известных Нюрнбергских законов ограничила в социальных и юридических правах своих еврейских граждан. В январе 1943 года в Софию прибыл представитель СС, заместитель Адольфа Эйхмана Теодор Даннекер с целью организовать депортацию болгарских евреев в польские лагеря смерти (Польша была оккупирована нацистами с 1939 года). 22-23 февраля Даннекер подписал с руководителем комитета по еврейским делам, полковником А. Белевым соглашение о депортации 20 тысяч евреев Македонии и Фракии (таким образом, Болгарии пришлось депортировать не болгарских евреев с территорий, которые она аннексировала у Югославии и Греции). Позже полковник А.Белев вычеркнул уточнение по Македонии и Фракии, и, таким образом, угроза депортации нависла над всей еврейской общиной Болгарии.
Новость о предстоящей бесчеловечности стала жаркой темой в разговорах самых разных людей, и постепенно выросло настоящее общественное противостояние организуемой нацистами акции. Оно было связано с чувством общности всех болгар, жителей небольшой страны и, в частности, с тем, что население Болгарии принадлежало к одному из национальных меньшинств таких, как армяне, турки, греки и цыгане, наряду с евреями, и не отличалось амбициями имперской нации.
По мере приближения даты депортации, болгарский политический лидер, вице-спикер Парламента Димитр Пешев, едва получив сообщение о готовящейся акции, начал собирать единомышленников в парламенте и предъявил министру внутренних дел Петру Габровски ультиматум о публичном скандале, если планируемая акция будет проведена тайно. К Димитру Пешеву присоединилась коалиция из 43 парламентариев, которые зарегистрировали официальный протест против депортации евреев. В результате планируемая на вечер 23 марта тайная операция была приостановлена.
Патриарх Болгарской православной церкви архиепископ Стефан, активно восставший против депортации, в попытке спасти евреев, выдавал им поддельные свидетельства о крещении. Епископ Кирилл, возглавлявший церковь в Пловдиве, грозился лечь на железнодорожные пути и пообещал евреям: «Куда бы вы ни пошли, я пойду с вами».
Наконец, под давлением общественности и личного сопротивления нацистам, царь Борис III запретил депортацию.
Поскольку Болгария была союзником Германии, открытое сопротивление грозило всеобщим уничтожением евреев силами нацистских войск (СС). Немецкие войска располагались повсеместно, и, планируя любое неповиновение рейху, Болгария вынуждена была реально представлять, во что обойдется ее акция, какое давление на страну смогут оказать нацисты, столкнувшись с отказом депортировать евреев. В конце концов, нацисты решили избежать открытой конфронтации.
Так Болгария стала единственной страной в Европе, спасшей целую еврейскую общину от нацистских лагерей смерти, а болгарский царь Борис -единственным мировым лидером, бросившим вызов Гитлеру во время войны.
Царь Борис III заявил немецкому послу Адольфу Беккерле: «Евреи моей страны — её подданные и всякое посягательство на их свободу мы воспримем как оскорбление болгарам».
(Царь Борис умер при загадочных обстоятельствах в 1943 году).
Из 50 тысяч болгарских евреев около 40 тысяч человек переехали в Израиль после войны. Среди них был Михаэль Бар-Зоѓар, позднее депутат израильского Кнессета, написавший замечательную книгу «За гранью гитлеровской хватки», в которой подробно рассказал о еврействе Болгарии.
Книга была переведена на болгарский язык, а АДЛ (антидиффаммационная лига) перевезла 30 тысяч экземпляров в Болгарию, чтобы ее население узнало об истинных героях и их подвигах в истории Второй мировой войны. Израильский Институт Катастрофы и героизма Яд ва-Шем за спасение евреев в годы Холокоста 1 января 2016 года присвоил 20 болгарам почётное звание «Праведник народов мира»