Когда человек сомневается, что он нужен людям, с которыми живет и которых встречает на своем пути, когда ему кажется, что он окружен чужими, равнодушными или недобрыми к нему людьми, он может прийти к заключению, что таков и весь мир вокруг него: чуждый, враждебный и опасный.  Отсюда прямая дорога к возникновению фобий, депрессий и неврозов, и далее – к душевной болезни.

Чтобы не допустить такого состояния, каждый человек должен воспитать в себе и в своих детях три важных качества, которые нам заповедала Тора. Отношение к заповедям  Торы должно быть нерассуждающим, даже если их смысл и польза неочевидны. Но, как и все заповеди Торы, эти три рекомендации однозначно полезны для человека, и следует ему развить в себе эти качества в такой степени, чтобы они стали неотделимой частью его личности.

  • «Суди своего ближнего справедливо».
  • «Не мсти».
  • «Не помни зла».

Судить в лучшую сторону.

Заповедь «суди своего ближнего справедливо» объясняется в Талмуде как «суди своего ближнего в лучшую сторону».

Этот стих относится не к судьям, заседающим в суде, ведь они уже получили такую заповедь в другом стихе: «Судей и исполнителей поставь себе во всех твоих воротах, которые Г-сподь, твой Б-г, дает каждому колену, и будут они судить народ праведным судом». Данный стих является заповедью для каждого еврея, который, наблюдая действия своего ближнего, имеет возможность расценить его двояко: как позитивно, так и негативно. Заповедь Торы обязывает каждого еврея не допускать в своих мыслях негативного суждения,  а судить других в положительную сторону.

Эта заповедь, несомненно, помогает, в том числе, и истинно виновному выглядеть лучше в глазах окружающих, но еще больше она помогает тому, кто приучен лишь к положительному мышлению.

Тот, кто спешит дать действиям ближнего негативную оценку, возможно,  почувствует некоторое удовлетворение тем фактом, что  он-то (по его мнению) «в порядке», а вот все остальные — ведут себя неправильно! Но именно в результате такого подхода он проигрывает  больше других. Такой человек, как правило, постоянно недоволен окружающими людьми и обстоятельствами своей жизни. Его жизнь полна душевной боли, раздражения, гнева и уныния, поскольку он убеждён, что ему незаслуженно очень не повезло. Он постоянно ожидает подвоха и агрессии, во всём видит угрозу и враждебность. Однако его ощущения далеки от реальности, и в большинстве случаев его страх и напряжённое состояние неоправданы.

В противоположность ему, человек, который судит окружающих в лучшую сторону и стремится оправдать их поступки позитивной трактовкой, чувствует, что мир ему улыбается: он верит, что все люди в своей основе хорошие, и чувствует себя в их окружении спокойно и уверенно.

Каким же образом возможно научиться положительному суждению?  Не противоречит ли такой подход здравому смыслу и элементарной логике? Нет и нет!  Речь идет о самовоспитании. И если не все детали ситуации известны для однозначного суждения, нам следует  склониться к позитивному толкованию наблюдаемых фактов.

Представьте человека, заблудившегося в потёмках, которого застигла гроза. Промокнув до нитки, он надеется, что кто-нибудь проедет по шоссе и подберет его. Вглядываясь в приближающуюся машину, он узнает автомобиль своего товарища и радуется спасению: «Я сделал ему столько добра! Конечно же, он остановится и возьмет меня, несмотря на то, что я наверняка запачкаю его машину». Полный надежд, он машет руками, но… машина не остановилась и проехала мимо! В такую минуту тяжёлого разочарования человек склонен сказать себе: «Теперь я знаю, чего стоит наша дружба. Он думает только о себе! В прошлом он использовал меня, а когда мне понадобилась его помощь, он не готов пожертвовать для меня даже малым». Итак, заклеймив товарища как неблагодарного эгоиста, человек остаётся озлобленным, с чувством покинутости и одиночества.

Заповедь Торы велит нам судить о людях положительно! Описанная ситуация допускает и другое, позитивное толкование. К примеру, можно предположить, что промчавшийся мимо автомобиль был только похож на машину друга. Однако если это точно была его машина, вполне непротиворечива ситуация, когда за рулём сидел другой человек! Если всё же вы узнали водителя, предположите, что он вас не заметил. «Но я видел, как он помахал мне рукой, – значит, несомненно, заметил!»  Продолжайте тем же курсом и предположите, что все места в его машине были заняты. «Но я видел, что в машине не было других пассажиров!»  Тогда предположите, что на сиденьях был багаж. «Нет! Его сиденья были свободны!» Не всё потеряно, вы можете предположить, что где-то за углом в этот проливной дождь его ждут жена и дети, и он спешит забрать их. Проявите творчество и продолжайте создавать гипотезы. И даже если вся ваша здравая логика исчерпала себя, не забывайте, что логика человека ограничена. Продолжайте судить в лучшую сторону, даже не имея конкретных вариантов для суждения. Не забывайте, что и вы, возможно, не раз выглядели в глазах других людей несимпатично и непрезентабельно. Но если бы вы тогда сумели объяснить им  все детали ситуации, они убедились бы в вашей правоте и порядочности. Ведь вы желаете, чтобы о вас судили в лучшую сторону! Судите также других.

Чтобы показать нам, как далеко может зайти негативно ориентированное воображение человека, Мудрецы привели в Талмуде несколько историй, в которых отрицательный контекст казался очевидным. Однако герои этих историй — люди, возвышенные духом и благородные сердцем, — судили чужие поступки в лучшую сторону. И когда правда восторжествовала, открылась и правота их суждений. Вот одна из этих историй: «Учили учителя: «Того, кто судит товарища в лучшую сторону, Небеса также рассудят в лучшую сторону». Один человек из Верхней Галилеи нанялся работником на три года на юге страны. В канун Йом Кипура сказал хозяину работник: «Заплати мне за работу, и я пойду и обеспечу жену и детей».

Ответил хозяин: «Наличных у меня нет». Попросил тогда работник: «Заплати мне плодами». – «Нету!»– «Дай мне земли!» – «Нет у меня земли». – «Дай мне скот!» – «И этого нет у меня». – «Дай мне подушек и постельное белье!» – «И этого нет у меня!»  Закинул работник за спину свой мешок и побрёл уныло домой. После праздника хозяин взял его заработок, а вместе с ним – поклажу на трех ослах: на одном – еда, на втором – питье, а на третьем – много разной одежды, – и поехал к работнику домой. Попировали они вместе, а после этого отдал ему хозяин заработанное и спросил: «Когда ты сказал мне: «Заплати мне за работу», – и я тебе ответил, что у меня нет наличных, в чем ты меня заподозрил?» – «Я подумал: может быть, тебе подвернулся дешёвый товар_ и ты истратил на него все деньги». – «А когда ты сказал мне: «Дай мне скот», – и я тебе ответил, что у меня нет скота, в чём ты меня заподозрил?» – «Я подумал: возможно, ты сдал его в аренду». – «А когда ты сказал мне: «Дай мне земли», – а я ответил, что у меня нет земли, в чём ты меня заподозрил? » – «Я решил, что, ты, наверное, сдал её во временное пользование». – «Когда я сказал тебе, что нет у меня и плодов, в чём ты меня заподозрил?» – «Я предположил, что от них еще не отделена десятина». – «А когда я сказал тебе, что у меня нет даже подушек и постельного белья, в чём ты меня заподозрил?» – «Я подумал, что ты посвятил всё своё имущество Небу». Сказал ему хозяин: «Клянусь тебе, именно так все и было! Я объявил священным все своё имущество из-за моего сына Уркеноса, который не занимался Торой. А когда я пришел к моим товарищам на юге, они отменили мне этот обет. И как ты судил обо мне в лучшую сторону, так и Всевышний будет судить о тебе к лучшему!