Глубинное значение ивритского алфавита на примере трех букв.
Согласно еврейской традиции, Бог сотворил весь этот мир, используя уникальный инструмент: слова. Его слова были движущей силой творения, и каждая буква стала сосудом для духовных энергий. В сущности, ивритский алфавит — духовная основа всей вселенной.
Мистические учения иудаизма глубоко исследуют значение и силу каждой буквы, раскрывая идеи и потенциал, которые в них заложены. Чтобы составить хотя бы примерное представление о масштабах этого, давайте для начала немного ознакомимся с первыми двумя буквами еврейского алфавита, алеф и бэт.
Позиция алеф как первой буквы имеет большое значение, она намекает на Предвечного и на Его единство (не случайно числовое значение алеф равно единице) — это лежит в основе иудаизма.
Еще одним полезным индикатором значения буквы является первое встречающееся нам в Торе слово, начинающееся с этой буквы — Эло’им (Всесильный), имя Бога, которое появляется уже в самом первом стихе Пятикнижия.
Буква бэт — вторая в нашем алфавите; ее числовое значение равно двум.
Что такое двойственность, парность? В то время как единица означает уникальность, исключительность, цифра два представляет собой начало множественности. До сотворения мира был только Бог — полная и совершенная безграничная исключительность. Затем Он сотворил нечто, внеся одновременно множественность и ограниченность во вселенную. Вот почему первое слово в Торе, начинающееся с бэт, это Берешит — «в начале», ведь сам акт творения включает в себя двойственность, Бесконечное и конечное одновременно.
Интересно, что следующее слово в Торе, начинающееся с бэт, это «бара», что означает «Он создал». Из Своего единства Он создал двойственность.
С помощью всего лишь этих двух букв мы уже можем начать составлять на иврите слова, исполненные смысла. Например, алеф и бэт вместе составляют слово «ав», что означает «отец», то есть тот, кто создает что-то отдельное от себя. Бог — наш высший Отец.
Создание потомства является существенным переходом от одного к двум. Но именно в этом слове бэт стоит рядом с алеф — «ав», отец, это не просто создатель чего-то другого, отдельного, но и тот, кто остается нераздельно связанным со своим творением, как сам Всевышний всегда связан со Своими детьми.
Слово «сын» на иврите — «бэн» (пишется как «бэт-нун») — происходит от глагольного корня «бонэ», «строить». Отец — это последовательный переход от алеф к бэт — от единицы к двойке. А затем бэт, сын («бэн»), строит то, что дал ему отец, и далее продолжает творить сам.
Свобода выбора
Зачем Бог создал кого-то еще?
Еврейская мысль учит, что это было сделано для того, чтобы творения имели возможность соединиться с Ним по своей собственной воле, а не по принуждению просто быть Его частью. Свобода выбора может существовать только там, где есть двойственность. Кстати, слово в иврите, означающее свободу выбора, тоже начинается с буквы бэт – «бехира».
Использование человеком своей свободы выбора означает принятие осознанных решений. Они требуют размышлений и созерцания. Это такой внутренний процесс «построения» решения (вспомним упомянутый выше корень «бонэ»).
Кстати, само название буквы бэт тоже является словом. Одно из его значений — «внутренность»,1 и это напрямую влияет на то, что «бехира» — «свобода выбора», и есть внутренний процесс строительства.
Внутреннее и внешнее
Теперь обратите внимание на букву пэй, как она написана в свитке Торы.
Графически пэй имеет сходство с профилем лица — мы словно видим нос, отверстие для рта и т. д. И, что интересно, первое слово в Торе, начинающееся с буквы пэй, — это «пней», что и означает «лицо» или «внешний облик».
Однако, если вы заглянете внутрь этого «лица», что-то, скорей всего, заставит вас удивиться: обратите внимание на пространство внутри этой буквы — оно довольно четко образует букву бэт, выражающую наличие чего-то внутреннего.
И так каждая буква ивритского алфавита содержит свое уникальное значение, которое раскрывается пласт за пластом, слой за слоем при все более глубоком изучении.
Уроки, которые можно извлечь из этой божественной концепции ивритских букв, весьма разнообразны. Они затрагивают каждый аспект буквы, при этом прячась у всех на виду и открываясь тем, кто учится действительно смотреть глубоко. И в этом самом основном элементе Торы скрывается бесконечная мудрость.
Сноски
- Например, такое значение можно увидеть в Шмот, 25:11, где речь идет об изготовлении Ковчега Завета.