Колдовство — подарок сыновьям наложниц
В Торе (Берешит 25:5,6) сказано, что, когда наш праотец Авраам состарился, он «передал все, что у него было, (сыну Сары) Ицхаку. И сыновьям наложниц Авраам дал дары. И еще при жизни своей отослал их в страну Востока от своего сына Ицхака».
Объясняет святая книга Зоар:
Он передал сыновьям наложниц имена сил нечистоты. И отослал их в страны Востока, так как там занимались колдовством. Так он отделил их от Ицхака и его потомков, чей удел — святость.
И до сегодняшнего дня колдовство распространено в странах Востока.
Колдовство — реальность или обман?
Действительно ли колдовство существует или же это просто обман?
Рамбам (Законы идолопоклонства, 11:16) утверждает, что колдовство — это просто обман, и Тора запрещает его, чтобы еврейский народ не занимался глупостями.
Однако большинство мудрецов разделяют мнение Рамбана (Коментарий на Тору, Шофтим 18:19), который считает, что такие силы существуют в реальности и что с помощью сил нечистоты возможно предсказывать будущее и совершать чудеса.
Разрешено ли колдовство евреям?
Евреям запрещено заниматься колдовством, так как их души происходят из источника, который находится гораздо ближе к Творцу, чем души неевреев, и потому они связаны только с силами святости.
Еврей, который достигает могущества с помощью сил нечистоты, достоин смерти.
Колдуньи не оставляй в живых.
(Шмот 22:17)
Когда придешь ты в страну, которую Б-г, Всесильный Твой дает тебе, не учись делать мерзости, какие совершали те народы, чтобы не было у тебя никого, кто бы проводил сына своего или дочь свою через огонь, прорицателя, волхва, и гадателя, и заклинателя, того, кто обращается к духам, и колдуна, и вызывающего души мертвых. Ведь мерзость для Б-га всякий, делающий это, и за эти мерзости Б-г, Всесильный Твой, изгоняет их перед тобою.
(Дарим 18:9-12)
По обычаям народов (Кнаана) не поступайте (их обычаи включали колдовство и поклонение идолам — Раши).
(Ваикра 18:3)
Верным будь Б-гу, Всесильному твоему.
(Даарим 18:3)
Что запрещено евреям?
За предсказание будущего в состоянии экстаза, за предсказание благоприятного времени для совершения определенного действия, предсказание по приметам, использование заклинаний и общение с умершими, за это полагается наказание — удары плетью. За колдовство и обращение к медиумам и волхвам полагается смертная казнь скила (забрасывание камнями — это один из видов смертной казни, предписанных Торой); ударами плетью также наказывается тот, кто пользуется ловкостью рук для обмана людей. Помимо того, что все эти действия запрещены сами по себе, на них также распространяется запрет следовать обычаям Эмореев, и также это нарушение заповеди быть верным Творцу.
Рамбам, Мишне Тора, Авода Зара 11; Тур, Йоре Деа 178.
Запрещается также вводить себя в транс, гадать по магическому хрустальному шару, бросать жребий для предсказания будущего, гадать по звездам и верить в приметы.
Запрещается ли обращаться к колдуну (не к медиуму или волхву — что определенно запрещено!), есть ли в этом какое-то нарушение? На этот счет есть разные мнения:
♦ Тот, кто обращается к колдуну, нарушает заповедь быть абсолютно верным Творцу. Возможно, что это может быть разрешено, чтобы помочь больному (Терумат га-Дешен 96).
♦ Несмотря на то, что он нарушает только заповедь верности Творцу, ему полагается столько ударов плетью, сколько ему присудит суд — за бунт (макот мардут) (Тур, Йоре Деа 179; Рама, там же, 1; Рамбан, Респонса Рашба приписываемая Рамбану, 283).
♦ Обращение к колдуну — это очень тяжелый грех, даже если это сделано для больного (Бейт Йосеф, Тур, Йоре Два 179, по мнению Зоар).
♦ Это разрешается только для спасения жизни человека (Магаршаль, Респонса 3 и Комментарий на Хулин, глава 8, 13; Бах, Тур, Йоре Деа 179), или же, если причина болезни — колдовство (Магаршаль, там же).
♦ Запрещается, даже если есть угроза для жизни, так как это приравнивается к идолопоклонству (Радваз, Респонса часть 1, 485).
Если же все-таки колдун что-то посоветовал, что в таком случае нужно делать человеку?
♦ По мнению некоторых авторитетов (Рамбам; Смаг; Тур; и Раши — так пишет Рав Давид Падро в Сифри де-Вей Рае, часть 2, 245 Си.), нельзя обращать на это внимание. Если же человек, послуша-ется колдуна, ему полагаются удары плетью.
♦ По мнению других (Рамбан, Шофтим; Нимукей Йосеф, Санедрин 656; Рама, Шулхан Арух, Йоре Деа 179:2), он должен молиться и умножать добрые дела, чтобы Всесильный, управляющий всем миром, отменил приговор.