«Моше поднялся к Всесильному» (19:3).
Тора была дарована на горе Синай – на самой низкой среди гор, чтобы намекнуть нам: «Мерзость перед Б-гом всякий, у кого гордое сердце» (Мишлей 16:5). Творец нисходит лишь на смиренных (Мегила 29 а). Отец пророков, человек Б-жий был смиреннейшим среди людей, живущих на земле. Чем более человек смиренный, тем больше пребывает с ним Господь. А кто зазнается, от того уходит мудрость (Псахим 66 б), и Тору он обрести не сможет (Йерушалми, Евамот 12).
Но что такое гордыня? Как ее определить?
Мы сможем выучить это из слов наших мудрецов (Мегила 29 а) к фразе: «Зачем скачете, горы горбатые?» Речь идет о высоких горах, желавших, чтобы Тора была дарована на них. Святой, благословен Он, ответил им: «Все вы увечные в сравнении с Синаем. Вы – гордецы, а он – низкий и скромный».
Следовательно, гордеца можно определить словом «горбатый». Это тот, у кого есть горб, а что такое горб? Возвышение, искусственно увеличивающее размер и искривляющее поверхность. Если же величие настоящее, и человек является гигантом, в этом нет увечья. О Моше Рабейну сказано, что он был ростом в десять локтей (Брахот 54 б).
Наши мудрецы (Брахот 17 а) уподобляют гордыню закваске. Она искусственно заставляет тесто подниматься в печи и потому запрещена (в Песах). Если же тесто стало большим из-за обилия муки, в этом нет ничего плохого.
К чему весь этот разговор? В первые годы становления государства Израиль шли острые конфликты между беспощадным стремлением к секуляризации и протестом против нее со стороны соблюдающих Тору. Глава тогдашнего правительства Д. Бен-Гурион устроил встречу, на которой был наш учитель Хазон Иш, сравнивший сложившуюся ситуацию с законом мудрецов (Йерушалми, Бава Кама 3:5): если две телеги приближаются к узкому мосту с разных сторон, и одна груженая, а другая нет, какая из них имеет преимущество? Первой должна проехать груженая телега!
Мы, — продолжил Хазон Иш, — везем с собой наследие десятков поколений, Тору, полученную с Небес. Мы – последователи тысяч мудрецов и святых, представители народа Израиля во всех его поколениях. А с чем едите вы нам навстречу? С пародией на социализм, с прогнившей западной культурой?
У Бен-Гуриона не нашлось, что ответить ему. И в этом для нас нет никакой гордыни, ибо таково наше естественное величие!