Перед нами глава благословений. Два сына у нашего праотца Ицхака, один – охотник, человек поля, необузданный, одолеваемый страстями, а другой – цельный, совершенный, сидящий в шатрах, святой и чистый, избранный из праотцов. И праотец Ицхак, пророк Б-га, наделенный Святым духом, в чьем доме постоянно находится Шхина (Б-жественное присутствие), якобы ошибается. Думает, что Эсав – человек порядочный и достойный, праведный и благочестивый, и хочет отдать ему благословения. Как это может быть?! Но разве не сказано, что он был слеп. Как будто эти люди, подобные высшим ангелам нуждались в глазах, чтобы видеть, как будто не было им все открыто и известно благодаря Святому духу. Как написал рабейну Бехайе, благословенна память праведника, в книге “Ховот алевавот” (Обязанности сердца”): «Когда достигает человек высшего уровня из уровней праведников и высших ступеней из ступеней благочестивых людей – видит он без глаз и слышит без ушей и чувствует без чувств»!
Святой Альших, благословенна память праведника, писал в своем комментарии, что праотец Ицхак ясно осознавал, кто такой Яаков, и кто такой Эсав. Если это так, то задается вопрос, почему он хотел дать благословения сыну-злодею и обделить избранного сына-праведника?
Объясним это примером.
История о человеке, решившем посвятить себя помощи ближнему, исцелять больных и страждущих. Терпеливо и старательно изучал он лекарственные растения, собирал их и исследовал, измельчал и готовил лекарства. Больные стекались в его дом, покупали исцеляющие средства и щедро платили за них. Приобрел аптекарь почет и богатство, удовлетворение и доброе имя. Семь сыновей было у него. Шесть из них, живя в доме отца, пользовались его деньгами и вели жизнь праздную и беспутную. Были глухи к его упрекам, и не слушали его просьб. Доставляли родителям много огорчений и страданий. И лишь один был предан отцу и его пути. Углублялся в чащу леса и искал новые виды корней и растений, исследовал их свойства и готовил новые лекарства, спасающие больных.
Однажды отец заболел. Призвал он своего верного друга, чтобы тот исполнил его завещание: пусть все его богатство разделит поровну между всеми шестью сыновьями. «Шестью? – поразился верный друг. – У тебя ведь семь сыновей». «Седьмой сын не получит ничего», – распорядился отец. И продолжил: «Он получил больше всех! Его братья – бездельники, не могут заработать ни гроша, так я разделю между ними мое имущество, и они смогут пропитаться какое-то время. Но седьмой знает тайны, которые принесли мне богатство и щедрый заработок ему обеспечен на всю жизнь!»
Чудесный пример, а мораль ясна. У праотца Авраама было большое богатство – от благословений Всевышнего. У праотца Ицхака было большое богатство – от благословений Всевышнего. Праотец Яаков шел их путем, цельный праведник, а Вевышний любит праведников. И само собой разумеется, что благословение ему обеспечено. Его молитвы будут приняты, и он будет осыпан великим изобилием. Но Эсав, нечестивец, одолеваемый страстями, откуда получит благословение? От учебы Торы, от выполненных им заповедей, от его добрых дел?! Поэтому хотел Ицхак дать благословение Эсаву… Но Ривке было сказано в пророчестве, чтобы послала Яакова получить благословение. Но для чего, ведь он праведник, и благословения ему обеспечены полностью! Действительно, это так. Но благословение дано до конца поколений, и найдутся у него потомки, которые не будут праведниками. Которые будут «одеты в одежды Эсава». И для них – для нас! – получил он благословение, вечное благословение!