O чем беспокоились великие пророки?
Современные ученые проливают свет на идею пророков Израиля Йешаяу и Йехезкеля
Ехать по маршруту автобуса №38, который проходит в том числе прямо перед южным въездом в город Бейт Шемеш, это самое настоящее путешествие во времени, ведь маршрут пролегает через территорию, где идут крупнейшие археологические раскопки в стране. Больше полугода по обеим сторонам от шоссе землю чуть ли не вручную исследовали сотни квалифицированных рабочих, и то, что они обнаружили, раскрывает нам еще более важное, чем просто новые археологические и исторические факты. По мнению ученых, это дает понимание того, какой логике следовали некоторые пророки Израиля, напоминая народу о ключевой концепции иудаизма — Завете с Богом.
Начнем с простых научных фактов. Глядя на площадку, где продолжаются раскопки, вы увидите фундаменты огромного количества зданий. Присмотритесь внимательней, многие сооружения связаны между собой при помощи труб и траншей. Есть там сейчас и стенд с находками. Среди обнаруженных предметов, например, ручки от массивных кувшинов с надписью “лемелех” — “для царя”.
О чем говорят находки?
Некоторое время назад доктор Йеуда Гуврин, один из ведущих археологов раскопок в Бейт Шемеше, рассказал, о чем говорят эти находки. Все они датируются 7 веком до новой эры – эпохой правления в Иудее царей Хизкияу, Менаше и Амона. И обнаруженный трубопровод свидетельствует о том, что здесь было не что иное, как промышленное производство оливкового масла, к тому же, надо заметить, необычайное по размаху для тех времен. Совершенно очевидно, что за всю историю эта территория не была настолько процветающей и столь богатой.
Однако не все так просто: расцвет Бейт Шемеша приходится как раз на то время, когда Иудея была порабощена Новоассирийским царством — факт, подтвержденный как Торой, так и письменными свидетельствами народа Месопотамии. И своего прекрасного положения, как считают ученые, Бейт Шемеш достиг только благодаря тому, что Иудея заключила с этой сверхдержавой Ближнего Востока вассальный договор.
Регион рек Эфрат и Тигр известен как Плодородный полумесяц, но там все же было невозможно выращивать необходимое для производства оливкового масла сырье. Поэтому ради того, чтобы преуспеть еще и в этой отрасли, новоассирийским царям необходимо было колонизировать регионы, богатые плодородными рощами олив особо маслянистых сортов, такими, как Израиль.
В Бейт Шемеше евреи наполняли оливковым маслом большие кувшины и отправляли их ассирийскому царю – ему и были адресованы эти “лемелех”. По сути эти дары говорили о том, что евреи платили ассирийцам дань в виде масла. Царь Ассирии предложил Иудее сделку, от которой она не смогла отказаться: евреи продолжают добывать масло, а ассирийцы, в свою очередь, обеспечивают им безопасность в случае возникающей локальной угрозы. Иначе говоря, вассальная зависимость была определенно удобна.
Политика и теология – возможна параллель
Теперь довольно неожиданная, но, тем не менее, вполне логичная параллель. Все это в определенной мере проливает свет на то, какой логикой руководствовались пророки Израиля, передавая народу концепцию Синайского Завета. А это как раз связано с древней ближневосточной идеей вассального договора.
Идея проста: когда более слабый правитель оказывался в беде — например, город осаждал враг или из-за неурожая начинался голод, — он призывал на помощь более сильного царя. А когда тот успешно помогал, оба они понимали, что было бы удобно вступить хоть и в неравный, однако взаимовыгодный союз, в котором один выступит в качестве сюзерена, а другой — вассала. Вассал обещал подобающее отношение и уплату налогов сюзерену, а тот, соответственно, гарантировал безопасность вассала и свою поддержку.
По сути отголосок этой идеи перенесен в Тору, однако место политики занимает теология. Израиль взывает к Всевышнему из Египта. Бог слышит его плач и заключает договор: если сыны Израиля будут верны Творцу и не станут пренебрегать, условно говоря, «платой дани» — соблюдением заповедей — Бог обеспечит их безопасность и процветание. Именно так современные ученые определили основу Синайского Завета евреев с Богом — как некое теологическое повторение политических идей вассальных договоров.
Самым главным принципом древнего ближневосточного вассального соглашения было то, что вассал должен был присягнуть на верность только тому правителю, который соглашался быть его сюзереном. И он был не вправе одновременно заключить другой аналогичный договор с кем-то еще. Сюзерен – один.
Что беспокоило великих пророков?
Пророки Йешаяу и Йехезкель взывали к народу, предупреждая его о том, что, когда царства Израиля и Иудеи заключили вассальные договоры с иностранными державами, они предали Всевышнего. Наши пророки пытались донести до людей, что Израиль никогда не должен забывать: его безопасность и процветание всегда зависят только от одного источника, причем самого высшего — непоколебимой приверженности как вассала Самому Богу, Царю всех царей.
В сущности, новые археологические находки в Тель Бейт Шемеш показывают нам и вполне наглядно как минимум одну причину, почему наши пророки были так решительно настроены против установления вассальной зависимости от иностранных держав.
Представьте себе жителей Бейт Шемеша в 7 веке до новой эры, которые наполняли маслом эти кувшины, подписанные «лемелех». Каждый раз, когда перед глазами мелькало слово «мелех» — «царь», им как бы внедрялась мысль, что теперь их безопасностью и процветанием занимается ассирийский царь, человек из плоти и крови. А когда в повседневной реальности вы ощутимо зависите от царя Ассирии, есть ли надежда, что сможете как следует проникнуться идеей, что зависите только от Бога? Поэтому пророки Израиля подобную ситуацию воспринимали как духовную ловушку для евреев, рискующих забыть, кто их истинный Царь и что защитник никто иной, как Царь всех Царей.