«Смотри, Я призвал именно Быцалэйла, сына Ури, сына Хура, из колена Йыудина». (Шмот, 31:2)
Машаль (притча)
Когда Рав Эльханан Вассерман путешествовал по США с целью организации сбора денег для ешивы, ему случилось посетить одну синагогу, рав которой больше интересовался богатством членов своей общины, чем изучением Торы.
В начале Шабата, после молитвы, рав Эльханан произнес речь перед общиной. Он рассказал подробно о ситуации в его ешиве в Барановичах и предложил, чтобы каждый из членов общины принял на себя обязанность финансировать ешиву в течение одной недели, а тот, у кого нет такой возможности, – хотя бы один день.
Присутствующие очень оживились. Рав Эльханан объяснил им, что, благодаря небольшому пожертвованию, они могут получить заслугу изучения Торы целой ешивой в течение дня или даже целой недели.
Затем, чтобы подвести итог и завершить вечер, поднялся рав синагоги и весьма охладил воодушевление людей. Он заключил выступление, сказав, что каждый доллар, пожертвованный в честь ешивы, – даже один доллар – свят!
Под впечатлением от услышанных слов люди жертвовали гораздо меньшие суммы, чем планировали изначально.
Рав Эльхан, казалось, был расстроен.
После субботней трапезы рав синагоги отправился навестить рава Эльханана и извиниться перед ним.
– Вы, вероятно, обижены на меня … из-за моих слов в синагоге, ибо сбор средств не был успешен.
Рав Эльханан ответил:
– Обижен? Отчего же? Завтра утром мы будем читать в Торе следующие слова: «Я призвал именно Быцалэйла, сына Ури». Давайте представим, что Моше рабейну собирается построить Мишкан.
Всевышний назначает Бецалеля руководителем строительства Мишкана.
Моше рабейну идет по дороге, встречает еврея и спрашивает его:
– Нужно строить мишкан. Ты Бецалель бен Ури?
– Нет, — отвечает мужчина, – я Рувен бен Яаков.
Моше продолжает свой путь, встречает еще одного еврея и снова спрашивает:
– Может быть, тебя зовут Бецалель бен Ури?
– Нет, это не я.
Разве Моше обиделся на этих двух евреев, что их не зовут Бецалель? Что они могут с этим поделать?!
Всевышний определил, что именно Бецалель построит Мишкан, а не эти двое.
Рав Эльханан заключил:
– С чего бы мне обижаться? Ясно, что твоя синагога не была выбрана в строители Торы, и ты не заслужил поддержать ее изучение!
Рав понял. Они действительно не заслужили этой роли. Из-за того, что община не осознала важности Торы и помощи тем, кто ее изучает, они потеряли возможность поддержать денежно Микдаш Меат, малый Храм – дом, посвященный Б-гу и Его Торе.
Нимшаль (мораль притчи):
Многие люди обижаются на других, что те не проявили себя по-доброму по отношению к ним или нехорошо к ним отнеслись. Обиженные чувствуют себя обделенными, они злы на других за то, что те не помогли им.
Слова рава Эльханана Вассермана учат нас тому, что отношение обиженных людей к происходящему неверно. Б-г уже определил, от кого придет помощь, а от кого – нет[i]. Какую пользу принесет обида на тех, кого Всевышний не выбрал, дабы сделать нам добро или отнестись к нам вежливо?! Какой смысл в этой обиде?
Человек должен понимать, что люди ничего не решают. Все предопределено Создателем, и нет смысла в том, чтобы копить ненависть или желание мести в своем сердце по отношению к тем, кто, как вам кажется, проявил себя неблагородно или несправедливо по отношению к вам.
[i]Происходящее объяснется с точки зрения получателя помощи. А с точки зрения человека, у которого была возможность дать, Всевышний не просто так раздает роли, кому суждено помочь, а кто не будет выбран для оказания помощи. Как мы видим из этой истории, возможность помочь другому человек заслуживает, или, напротив, не удостаивается, и это зависит от его поведения. Поэтому не стоит думать, что «если мне суждено помочь другому, это случится». Надо вести себя верно, и, подвернись нам возможность помочь, хвататься за нее немедленно, принимая это как высокую милость со стороны Творца. (прим. пер.)